Планы семинарских занятий 7 страница

Вопросы для самоконтроля

1. Что включает в себя понятие «права и свободы человека и гражданина»? Опишите возникновение концепции неотчуждаемых прав личности.

2. Охарактеризуйте основные исторические документы, провозглашающие права человека.

3. Раскройте систему прав человека. Назовите основные проблемы соотношения прав и обязанностей, пределов свободы и прав человека.

4. Раскройте национальный и международный механизм реализации прав и свобод личности.

Тема 27. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

(1 семинар: 3 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Возникновение и развитие идей правового государства.

2. Понятие и признаки правового государства. Права и свободы личности — главная ценность правового государства.

3. Проблемы построения правового государства в России.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ признаков правового государства и поблемы их реализации в современной России..

Форма контроля: опрос и обсуждение.

Литература

Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. 2008. № 5.

Корнев А.В. Формирование теории правового и социального государства в России. М., 2002.

Лубенченко К. Правовое государство: идеал и реальность // Российская Федерация. 1995. N 12. С. 44.

Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. № 5.

Смертенюк А.П. Периодичность смены власти как признак правового государства. М., 2006.

Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994.

Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. Калининград: «Янтарный сказ», 2002.

Право и общество в эпоху перемен. М., 2008.

1. При подготовке ответа на первый вопрос следует понять, что представления о государстве как об организации, подчиняющейся в своей деятельности праву, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Многие мыслители античности считали, что наиболее разумно и справедливо лишь то государство, где закон одинаково обязателен как для граждан, так и для представителей власти. Платон в своих сочинениях подчеркивал, что в государстве должно существовать «правление законов», а не «правление людей». По мнению Аристотеля, там, где отсутствует власть закона, не существует и государства. Опору государственной власти, действующей на основе законов, ученый видел в многочисленном среднем классе. Именно средний класс больше всего заинтересован в стабильности государственного порядка, основой которого выступает право. Расцвет идеи правового государства — период становления буржуазии, которая явилась его социальной базой. Выразители этой идеи — Д. Локк (Англия, XVII в.), Ш. Монтескье (Франция, XVIII в.), Т. Джефферсон (XVIII в., США), И. Кант (Германия, XVIII в.).

Идея правового государства была весьма актуальной в политической и правовой мысли России конца XIX — начала XX вв. В ее обсуждении принимали участие крупнейшие русские юристы: В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Г.Д. Шершеневич, Б.Н. Чичерин и др. Однако политическое устройство того времени не давало оснований для практического ее воплощения. В послеоктябрьский период теория правового государства была признана буржуазной и, вследствие этого, неприемлемой и неприменимой в социалистическом обществе. И только в эпоху перестройки взоры ученых-юристов и политиков вновь обратились к этой теории.

2. Подытожить накопленный теоретический и практический опыт правового государства можно, охарактеризовав его признаки: господство права, верховенство закона, гарантированность прав и свобод личности, разделение власти. Ответ на второй вопрос включает обоснование того, почему права и свободы личности — главная ценность правового государства.

3. При ответе на третий вопрос необходимо использовать как теоретические знания о модели правового государства, так и конкретный практический материал по проблеме реализации идей правового государства в России (состояние защищенности прав и свобод личности, функционирование системы сдержек и противовесов, независимость судебной власти и т.п.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основных представителей теории правового государства на Западе и в России.

2. Обозначьте основные этапы развития идей правового государства.

3. Раскройте основные признаки (принципы) правового государства, оцените степень их реализованности в современной России.

Тема 28. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

(2 семинара: 1й- 3 балла, 2й- 3 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие социального государства и его признаки.

2. Функции социального государства.

3. Мировые модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская, американская и др.). Опыт построения социального государства в Советском Союзе. Последствия монетизации социальной сферы современной России.

4. Соотношение правового и социального государства.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ признаков и функций социального государства и поблемы их реализации в современной России..

Составить таблицу мировых моделей социального государства. Провести сравнительный анализ соотношения правового и социального государства.

Форма контроля: опрос и обсуждение.

Литература

Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. 2008. № 5.

Калабеков И.Г.Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе,переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –498с.

Колотов А.Ф., Скуратов И.В. Социальное государство. Учебное пособие для студентов юридических вузов. – Оренбург: ИПК «Университет», 2012. – 100 с. <https://www.oimsla.edu.ru/personal/info?id=33>

Корнев А.В. Формирование теории правового и социального государства в России. М., 2002.

Корнев А.В. Социальное государство: лекция. М., 2004.

Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

Максимова А. А. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России. //Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. №1-2.

Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 5—14. <https://www.libertarium.ru/1958>

Плешаков А.П. Социальная государственность и общественное правосознание в Российской Федерации. Саратов, 2001. 190 с.

Сафонов В.Н. Социальное законодательство в США (историко-правовые аспекты) // Государство и право. 1999. № 1. С. 98—105.

Социальное государство и защита прав человека. М., 1993

Скуратов И.В. Причины и последствия монетизации социальной сферы современной России. В сб.: Социальное государство в РФ: современные тенденции. Под ред. А.Ф.Колотова. - Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2010. -80 с.

Скуратов И.В. Что несёт России монетизация социальной сферы? // Гостиный двор. Литературно-художественный и общественно-политический альманах. № 33. // — Оренбург, 2010. - С.126. <https://orenlit.ru/blog/Скуратов-Иван.html>

1. Социальное государство создает условия для достойной жизни и свободного развития каждого человека, независимо от его социального статуса. Оно гарантирует материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества не ниже прожиточного уровня для данного региона и страны в целом. Важнейшими признаками социального государства являются: высокий уровень экономического развития, социальная ориентированность экономики, развитое гражданское общество, выработка государством социальных программ и др. Эти признаки необходимо раскрыть.

2. Социальное государство выполняет свойственные ему функции: поддерживает социально незащищенные слои населения, охраняет труд и здоровье людей, перераспределяет доходы и т.п.

3. При ответе на третий вопрос следует изучить научную и публицистическую литературу об осуществлении принципов социального государства в странах Европы, Америки, Израиля. В учебном пособии А.Ф Колотова, И.В. Скуратова «Социальное государство» описаны современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, британская, американская. Раскройте данные модели социального государства, покажите их отличия.

Сопоставляя эти модели необходимо помнить опыт построения социального государства в Советском Союзе. Советское государство было прежде всего социальным, в нем жизненные блага были гарантированы человеку самим общественно - политическим строем и мало зависели от социального статуса каждого индивида. В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).

С 1 июля 2012 года вступил в силу Ф.З."О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Раскройте причины и последствия монетизации социальной сферы современной России. На сайте Минфина ознакомьтесь с "Основными направлениями бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов". Расходы по статье "Здравоохранение" будут сокращаться просто пугающими темпами. В 2013 году на него потратят на 8,7% меньше, чем 2012 году, а в 2015 году расходы на здравоохранение снизятся сразу на 17,8%. В целом за три года здравоохранение теряет в реальном выражении 21,9%.

4. Для понимания соотношения правового и социального государства необходимо изучить статью профессора Мамут Л.С. (Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 5—14. <https://www.libertarium.ru/1958>).

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте путь формирования концепции социального государства?

2. Каковы признаки социального государства?

3. В чем своеобразие функций социального государства?

4. Что вы знаете о сформировавшихся в мире моделях социального государства, их достоинствах, недостатках, возможности использования в России?

5. Причины и последствия монетизации социальной сферы современной России?

6. Раскройте взаимосвязь и различие между правовым и социальным государством.


для студентов заочной формы обучения

СЕМИНАРЫ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА (8 ЧАСОВ)

Тема 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ (1 семинар: 2 часа)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие и основные признаки государства.

2. Сущностная характеристика государства. Различные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.

3. Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.

4. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Переходный тип государства.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность государства. Результаты оформить в таблице.

Форма контроля:опрос и обсуждение.

Литература

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

Илюхин В.И. Беспредел воровства // Советская Россия. 1998. 1 янв.

Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 38—46.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. № 1.

Калабеков И.Г.Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе,переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –498с.

Ковальчук Ю.К. Спецоперация по ликвидации. < https://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>

Козлов Ю. Коррупция - тень государства? // Юридический вестник. 1998. N 5.

Корнев А.В. Консервативная и либеральная теория государства и права в России. М., 2003.

Лубенченко К. Правовое государство: идеал и реальность // Российская Федерация. 1995. N 12. С. 44.

Панарин А. С. Криминальная революция и нравственная реставрация // Власть. 1997. N 7. C.20.

Разуваев Н.Н. Традиционное государство. СПб., 2008.

Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в обществе // Социологические исследования. 1998. N 6. С. 7.

Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. N 4. С. 81.

Рыбаков В.А. О сущности российского государства. // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 1. С. 104-106. // <https://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html>

Ткачев Н. Не хватает политической воли // Законность. 1998. N 2. С. 3.

Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999. С.107.

Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997. 305 с.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

Шафаревич И. Русский народ и государство. <https://www.polemics.ru/articles/?articleID=11407&hideText=0&itemPage=1>

Якунин В.И. А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций. // Круглый стол «К 70-летию со дня рождения А.С.Панарина» 24.12.10. в МГУ им. М.В.Ломоносова. // <https://www.rusrand.ru/mission/result/result_199.html>

1. Изучение первого вопроса темы рекомендуется начать с усвоения того, что всем государствам присущи общие признаки, объединенные в понятие государства. Необходимо рассмотреть основные признаки государства, которые позволяют отличить его от негосударственных организаций и других элементов социально-политической системы.

2. При подготовке ответа на второй вопрос следует знать, что раскрыть сущность государства — значит, выявить в нем главное, что обусловливает его объективную необходимость для общества, уяснить, в чьих интересах осуществляется публичная власть. Деятельность государства в исторически первых типах общества — рабовладельческом, феодальном, азиатского способа производства — носила ярко выраженный классовый характер и сводилась к поддержанию экономического и политического господства одного класса над другим. По мере совершенствования демократических институтов власти государство превращалось из принудительно-репрессивной организации, стоящей над обществом, в орган, подчиненный обществу, распространяющий свой преобразовательный потенциал на экономическую, социальную и культурную сферы общественной жизни. На современном этапе развития общества степень реализации развитыми демократическими государствами общесоциальных потребностей значительно возросла, а классовый характер государственной деятельности хотя и не исчез, но отошел на второй план.

«В России появилась огромная масса бедных и почти бедных людей, а с другой стороны, у нас есть верхушка общества — 10–12% богатых, которые живут отдельно от этой большой массы людей, — отметил директор Центра социально-экономических измерений РАН Алексей Шевяков .— Сегодня мы имеем глубокое социально-экономическое расслоение общества, и корень таких глубоких деформаций находится в области распределительных механизмов и отношений. Таким образом, мы видим очень серьезную, очень глубокую диспропорцию, когда почти половина работающего населения не может обеспечить себе не только приемлемый уровень жизни, а вынуждена просто выживать. И все это относится, прежде всего, к тем сферам нашей социально-общественной системы, которые определяют стратегические, фундаментальные основы развития нашего общества на перспективу и забота о развитии которых является основной прерогативой власти и государства». [2]

Федеральная служба государственной статистики РФ обнародовала данные исследования распределения в 2010 году доходов среди различных слоев населения. По этим официальным данным, в крайней нищете (с доходом ниже 3422 рублей в месяц) существуют 13,4 процента граждан России. Просто нищими (с доходом от 3422 до 7400 рублей) являются 27,8 процента. К бедным (с доходом от 7400 до 17000) относятся 38,8 процента. "Богатыми среди бедных" (с доходом от 17000 до 25000) являются 10,9 процента. На уровне среднего достатка (с доходом от 25000 до 50000) живут 7,3 процента. Состоятельные граждане с ежемесячным доходом от 50000 до 75000 - это только 1,1 процента. Так называемые богатые, с доходами свыше 75000 рублей в месяц, составляют лишь 0,7 процента населения.

По данным депутата Госдумы Виктора Илюхина состояние 100 валютных миллиардеров нашего государства оценивается в 520 миллиардов долларов, что равняется всем золотовалютным запасам Центробанка страны.

Изучите график «Коэффициент Джини» из книги И.Г. Калабекова «Российские реформы в цифрах и фактах». (Издание второе, переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –С. 475. (Обновляемая электронная версия книги размещена на сайтах https://kaivg.narod.ru, https://kaig.ru, https://deloteca.ru). "Sapienti sat".

В.А. Рыбаков в статье «О сущности российского государства» (https://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html) обобщил точки зрения ведущих ученых и политиков в трех новых подходах к сущности современного Российского государства: криминальном, номенклатурном и олигархическом. Изучите точку зрения эксперта,руководителя Санкт-Петербургского аналитического аграрного центра, доктора технических наук, академика Петровской академии наук и искусств Ковальчук Ю.К. «Спецоперация по ликвидации». < https://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>

3. При подготовке ответа на третий вопрос студентам следует знать, что власть — одна из основных категорий, которая используется при характеристике государства. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т.д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.

В признаках государства почти все характеристики — это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной, универсальной). Государственная власть — это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом.

В структуре государственной власти выделяются элементы: 1) субъект; 2) объект; 3)содержание; 4) приемы, способы; 5) ресурсы.

Государство и право — это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть, делают ее постоянно функционирующей и обязательной. Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.

4. Подготовку четвертого вопроса темы рекомендуется начать суяснения понятия научной типологии, после чего переходить к особенностям типологии государств. В настоящее время в качестве основных используются формационный и цивилизационный подходы. Характеристика формационного подхода должна начинаться с определения общественно-экономической формации. Формация основывается на определенном состоянии производительных сил, производственных отношений и обусловленных ими отношений собственности. Исходя из формационных представлений и критериев, различаются следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Соответственно им, за исключением первой и последней, выделяются типы государств. Следует знать особенности социалистического государства и государства азиатского способа производства.

Характеристика цивилизационного подхода должна начинаться с определения цивилизации и содержать критерии, которыми руководствуются авторы данного подхода. Цивилизация представляет собой определенный уровень духовной культуры конкретного общества, включая содержание различных социальных норм и охраняющих их учреждений и институтов. В учебном пособии «Философия истории» под редакцией профессора А.С. Панарина цивилизации определяются как «большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства». Особое внимание Панарин уделяет духовной власти, указывая, что цивилизация держится в мирные годы именно ориентацией на идеал, терпит поражение прежде всего в духовной сфере, а в кризисный период цивилизация воссоздает себя благодаря усилению духовного измерения. Насколько это провидчески — можно оценить на примере современной России. Охарактеризуйте особенности России как православной цивилизации, используя статью доктора политических наук В.И.Якунина «А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций.»

В типологии государств выделяют государства переходного типа, характеризующегося сменой власти, формы государства, изменением социальных ценностей, общественных структур и отношений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы отличительные признаки государства?

2. В чем состоят сущность и социальное назначение государства?

3. Охарактеризуйте особенности государственной власти.

4. Что такое тип государства? Назовите особенности формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.

5. Раскройте особенности государства переходного типа.

Тема 2. ФОРМА (ФОРМООБРАЗОВАНИЕ) ГОСУДАРСТВА (2часа)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие формы государства. Элементный состав. Факторы, влияющие на форму государства.

2. Форма правления: понятие, виды. Монархическая и республиканская форма правления.

3. Политико-территориальная организация государства. Унитарные государства; федеративные государства, виды федераций. Право сецессии.

4. Государственно-правовой режим: понятие, виды.

5. Межгосударственные объединения: конфедерации, содружества, союзы.

Задание для подготовки к занятию:

1. Провести сравнительный анализ формы государственного усройства трех современных государств.

Форма контроля: опрос и обсуждение.

2. Провести сравнительный анализ формы республиканского правления по следующему плану: 1. Кто выбирает президента? 2. Кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность? 3.Может ли парламент отправить президента в отставку?;. Может ли президент распустить парламент? Результаты оформить в таблице.

Форма контроля: опрос и обсуждение.

Литература

Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой

порядок. СПб., 2005.

Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире. М., 1994.

Конев Ф.Ф. Формы государственного устройства федеративного государства. М.: МГОУ, 2003.

Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1996.

Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. Б.Н. Топорнин; Институт государства и права РАН. М.: Юристъ, 2001.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1998.

Государственное право Германии: В 2-х т. / пер. с нем. М., 1994. Т. 1—2.

Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

1. По первому вопросу необходимо знать, что форма государства раскрывает особенности его внутренней организации. Форма государства включает три элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного (территориального) устройства; 3) государственно-правовой режим. Определяющее значение на форму государства оказывают политика государства, территориальные размеры страны, исторические и культурные факторы.

2. При подготовке вопроса о форме правления необходимо уяснить, что форма правления — это способы организации высших органов государственной власти, их структура, компетенция, взаимоотношения друг с другом и с населением. Принято различать две формы правления — монархию и республику.

Монархия (в переводе с греческого — единовластие) — форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству. Она может быть неограниченной и ограниченной (дуалистической или парламентской).

Республика (в переводе с латинского — дело народа, общее дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок. Принято выделять три вида республиканской формы правления, отличающиеся правовым положением главы государства и взаимоотношениями парламента с правительством: президентскую, парламентскую и смешанную. Следует внимательно ознакомиться с их особенностями.

3. Форма государственного устройства — это территориальная организация государства, проявляющаяся в федеративной или унитарной разновидностях. Унитарное государство — это государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Федеративное государство — это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией. Целесообразно дать характеристику основных юридических признаков, отличающих данную форму государственного устройства. В зависимости от правового положения субъектов федерации выделяют федерации симметричные и ассиметричные; территориальные, национальные и национально-территориальные. Необходимо изучить признаки всех видов формы государственного устройства.

Субъекты федерации не обладают суверенитетом и правом сецессии — правом выхода из состава государства. Субъекты лишены также права самостоятельно выступать в международных политических отношениях.

4. Государственно-правовой режим — это совокупность приемов, способов и методов осуществления государственной власти.

В характеристике режима отражаются приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан. Современный этап развития государственности характеризуется преимущественно такими разновидностями государственного режима, как демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный). Важно знать особенности всех разновидностей государственно-правового режима.

5. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения политических, экономических, военных или других целей. К межгосударственным объединениям относятся конфедерации, содружества и сообщества. Государства, входящие в межгосударственное объединение, сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Следует рассмотреть отличительные черты всех форм межгосударственных объединений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое форма государства? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?

2. Что представляет собой форма правления? Охарактеризуйте ее разновидности.

3. Что такое форма государственного устройства? Охарактеризуйте ее разновидности.

4. Что такое государственно-правовой режим? В чем состоят особенности демократического и антидемократического режимов?

5. Раскройте признаки конфедерации, содружества и сообщества государств.

Тема 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА (2 часа)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы

права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.

2. Виды источников права. Их общая характеристика.

3. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.

4. Судебный прецедент. Судебное право.

5. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).

6. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: