для студентов ГНО заочной формы обучения
Тема 3. ФОРМА (ФОРМООБРАЗОВАНИЕ) ГОСУДАРСТВА
(ПЛАН СЕМИНАРА)
1. Понятие формы государства. Элементный состав. Факторы, влияющие на форму государства.
2. Форма правления: понятие, виды. Монархическая и республиканская форма правления.
3. Политико-территориальная организация государства. Унитарные государства; федеративные государства, виды федераций. Право сецессии.
4. Государственно-правовой режим: понятие, виды.
5. Межгосударственные объединения: конфедерации, содружества, союзы.
Задание для подготовки к занятию:
1. Провести сравнительный анализ формы государственного усройства трех современных государств.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
2. Провести сравнительный анализ формы республиканского правления по следующему плану: 1. Кто выбирает президента? 2. Кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность? 3.Может ли парламент отправить президента в отставку? Может ли президент распустить парламент? Результаты оформить в таблице.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
Литература
Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой
порядок. СПб., 2005.
Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 542 с. (https://lib.rus.ec/b/276249/read).
Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире. М., 1994.
Конев Ф.Ф. Формы государственного устройства федеративного государства. М.: МГОУ, 2003.
Пономарева Е. «Железный закон олигархии», или Кто на самом деле правит Америкой (I). <https://www.fondsk.ru/news/2011/08/16/kto-na-samom-dele-pravit-amerikoj-i.html>
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1996.
Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. Б.Н. Топорнин; Институт государства и права РАН. М.: Юристъ, 2001.
Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1998.
Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.
1. По первому вопросу необходимо знать, что форма государства раскрывает особенности его внутренней организации. Форма государства включает три элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного (территориального) устройства; 3) государственно-правовой режим. Определяющее значение на форму государства оказывают политика государства, территориальные размеры страны, исторические и культурные факторы.
2. При подготовке вопроса о форме правления необходимо уяснить, что форма правления — это способы организации высших органов государственной власти, их структура, компетенция, взаимоотношения друг с другом и с населением. Принято различать две формы правления — монархию и республику.
Монархия (в переводе с греческого — единовластие) — форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству. Она может быть неограниченной и ограниченной (дуалистической или парламентской).
Республика (в переводе с латинского — дело народа, общее дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок. Принято выделять три вида республиканской формы правления, отличающиеся правовым положением главы государства и взаимоотношениями парламента с правительством: президентскую, парламентскую и смешанную. Следует внимательно ознакомиться с их особенностями.
3. Форма государственного устройства — это территориальная организация государства, проявляющаяся в федеративной или унитарной разновидностях. Унитарное государство — это государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Федеративное государство — это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией. Целесообразно дать характеристику основных юридических признаков, отличающих данную форму государственного устройства. В зависимости от правового положения субъектов федерации выделяют федерации симметричные и ассиметричные; территориальные, национальные и национально-территориальные. Необходимо изучить признаки всех видов формы государственного устройства.
Субъекты федерации не обладают суверенитетом и правом сецессии — правом выхода из состава государства. Субъекты лишены также права самостоятельно выступать в международных политических отношениях.
4. Государственно-правовой режим — это совокупность приемов, способов и методов осуществления государственной власти.
В характеристике режима отражаются приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан. Современный этап развития государственности характеризуется преимущественно такими разновидностями государственного режима, как демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный). Важно знать особенности всех разновидностей государственно-правового режима.
Для лучшего понимания сути демократии следует прочитать раздел «Симулякр демократии» из главы VI «Глобализация» книги политолога А. Ваджра «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» (https://lib.rus.ec/b/276249/read). ««Свободный выбор» народа в условиях демократического режима напоминает сезонную «перетасовку затасканной колоды карт», где все «тузы» крапленые. Причем многообразие партийной системы, которое должен создавать политический плюрализм, является лишь видимостью, так как программы этих партий настолько же однообразны, насколько одинаковы их источники финансирования. Поэтому демократия — это имитация политического многообразия и конкуренции, при всеопределяющем политическом монополизме. «Власть сегодня для нас… уже перемещается из парламентов в частные круги, а выборы неминуемо низводятся до уровня комедии. Все решают деньги в интересах тех, у кого они есть, а процесс выборов превращается в игру с заранее предрешенным исходом, в инсценировку самоопределения народа», — с ошеломляющей откровенностью писал О. Шпенглер (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Всемирно–исторические перспективы. — Минск.: Попурри, 1999. Т. 2. с. 614).
Обеспечивая олигархии абсолютное господство в политической сфере, демократия позволяет ей решать еще одну очень важную задачу — сохранять баланс политического влияния между ее отдельными группировками. В условиях, когда политика — это процесс борьбы и сотрудничества финансово–политических кланов, каждый из которых защищает свои групповые интересы, политическая власть не может в полном объеме персонифицироваться в какой–то должности или государственном органе, так как это усилит вероятность узурпации власти одним из этих кланов, который получит таким образом реальную возможность уничтожить своих соперников и захватит все ресурсы страны. Чтобы этого не произошло, олигархия вынуждена лишить государственную власть целостности путем разделения ее на три независимые части: исполнительную, законодательную и судебную. Только в таких условиях финансовая власть, представленная олигархией, может доминировать над властью политической (государственной), которая расчленяется для обеспечения «баланса интересов». По этой причине демократия представляет собой прочный монолит финансовой власти, с локальными вкраплениями в эту тотальность политической (государственной) власти.
Поэтому–то для демократии, а точнее — олигархии, самостоятельный монарх или вождь, представляющие собой чистую концентрацию политической (государственной) власти, выступают абсолютным злом. Более того, демократы (либералы) провозглашают абсолютным злом и саму политическую (государственную) власть. Поэтому демократия — это политический механизм, обеспечивающий господство олигархии и баланс интересов между ее отдельными группами, одновременно создающий в массовом сознании стойкую иллюзию власти народа. В связи с этим главной целью демократии является не «власть народа», которая в принципе невозможна, а подчинение политической (государственной) власти сообществу финансовых магнатов, а всех неденежных целей общества — денежным».
5. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения политических, экономических, военных или других целей. К межгосударственным объединениям относятся конфедерации, содружества и сообщества. Государства, входящие в межгосударственное объединение, сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Следует рассмотреть отличительные черты всех форм межгосударственных объединений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое форма государства? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?
2. Что представляет собой форма правления? Охарактеризуйте ее разновидности.
3. Что такое форма государственного устройства? Охарактеризуйте ее разновидности.
4. Что такое государственно-правовой режим? В чем состоят особенности демократического и антидемократического режимов?
5. Раскройте признаки конфедерации, содружества и сообщества государств.
Тема 6. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы
права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.
2. Виды источников права. Их общая характеристика.
3. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.
4. Судебный прецедент. Судебное право.
5. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).
6. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
Литература
Богдановская И.Ю. Прецедентное право. СПб., 1993.
Бошно С.В. Формы российского права. М., 2004.
Гук П.А. Судебный прецедент как источник права. Саратов, 2003.
Малеин Н.С. Правовые принципы: нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2008.
Судебная практика как источник права. М., 1997.
Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 3.
Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / отв. ред. В.М. Сырых и Ю.А. Тихомиров. М., 1997.
Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение, 1998, №4.
1. Источники права — жизненные условия, предопределяющиевозникновение и развитие права. Принято выделять: а) источники права в материальном смысле (материальные условия жизни людей); б) источники права в идеальном смысле (философские идеи,которые выступают основой правовой системы); в) источники права в юридическом (формальном) смысле (способы внешнего выражения права). Таким образом, источник права в юридическом смысле — это форма выражения, объективизации нормативной государственной воли. Источник (форма права) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества
2. Известны следующие основные формы права: а) нормативный правовой акт; б) правовой прецедент; в) правовой обычай; г) договор нормативного содержания; д) юридическая доктрина; е) принципы права. При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть их главные признаки.
3.Правовой обычай — исторически первый источник права. Таковым признавался обычай, который в силу многократного применения приобретал общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивалось принудительной силой государства. Правовыми становились обычаи, которые выражали: 1) продолжительную правовую практику; 2) единообразную практику, т.е. приобретали устойчивый, типичный характер. В России правовые обычаи существуют в форме обычаев делового оборота, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4. Судебный прецедент является одним из главных источников права в странах, принадлежащих к так называемой системе общего права — Англии, США, Канаде, Австралии и др. Под судебным прецедентом понимается решение суда по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. В России судебный прецедент в качестве источника права не признается.
5.Правовая доктрина представляет собой научно обоснованные, систематизированные взгляды ученых на право и юридическую деятельность. Она является источником права в мусульманской правовой семье (иджма). В праве континентальной Европы доктрина, хотя и не признается источником права, играет определяющую роль в процессе создания права и способствует правильной реализации правовых предписаний.
Принципы права выступают в качестве источников права во многих странах мира. В романо-германской правовой семье судебные решения при аналогии права могут приниматься на основе принципов права.
Договор нормативного содержания (нормативный договор) как источник права широко распространен в различных странах. Нормативным договором называется соглашение между субъектами права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, содержащее правовые нормы. В зависимости от сферы действия выделяют международные и внутригосударственные договоры. В Российской Федерации среди внутригосударственных договоров особое место занимают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также коллективные договоры, заключающиеся между профсоюзами, представляющими рабочих и служащих данной профессии, и их работодателями.
Судебная практика — это, прежде всего, совокупность актов толкования права. Судьи ориентируются на решения по конкретным делам вышестоящих судов, используют в своей деятельности разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
6. Нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки нормативного акта, отличающие его от всех иных правовых актов: 1) является результатом правотворческой деятельности; 2) содержит нормы права; 3) принимается и реализуется в особом процедурном порядке; 4) имеет документальную (письменную) форму; 5) является выражением государственной воли. Нормативные правовые акты имеют определенную структуру, включающую разделы, главы, статьи, кодексы нередко включают части. Каждый акт имеет свое название (закон, указ, постановление) и указание на издавший его орган, дату и место издания. Четкая структура нормативного акта способствует правильному его толкованию и применению.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законы занимают главное место в системе законодательства. По юридической силе они подразделяются на: 1) Конституцию РФ; 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы. Следует помнить, что субъекты РФ также имеют свои конституции (республики), уставы (другие субъекты Федерации) и собственные законы, которые должны соответствовать федеральному законодательству.
Термин «подзаконный нормативный правовой акт» указывает на то, что этот акт должен вытекать из Конституции и законов и строго соответствовать им. К подзаконным актам относятся: нормативные указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как соотносятся источники и формы права? В чем состоят рецепция и обновление в праве?
2. Дайте развернутую характеристику различных видов источников права.
3. Раскройте признаки закона, назовите отличительные черты различных видов законов.
4. Раскройте систему подзаконных нормативных правовых актов.
Тема 8. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие системы и структурные элементы права. Правовой институт, подинституты. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.
2. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.
3. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право.
4. Система права и система законодательства: внутрисистемные, функциональные связи и различия.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
Литература
Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права, 2006, № 2.
Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и система законодательства в правовой системе России: учебное пособие. Нижний Новгород, 2002.
Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды. Саратов, 2000.
Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение, 2003, № 1.
Муромцев Г.И. Соотношение международного и внутригосударственного права в свете Конституции Российской Федерации. В кн.: Право и политика современной России. М., 1996.
Петров Д.Е. Отрасль права / под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2004.
Радько Т.Н. Систематизация законов в России //Государство и право. 2008. № 5.
Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003.
Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и в системе законодательства // Правоведение, 2006, № 3.
Якушев В.С. О понятии правового института// Правоведение, 1970, № 6.
1. Система права — это целостность, образованная взаимодействием правовых норм, правовых институтов и отраслей права. Признаками системы права являются единство, структурированность и иерархичность. Единство системы права обуславливается, в конечном счете, целями государственной власти. Структурированность системы права означает ее деление на части (элементы), которыми являются правовые нормы, правовые институты (подинституты), отрасли (подотрасли) права, общности отраслей. Ответ на первый вопрос предполагает подробное освещение всех элементов системы права. Следует уяснить, что отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом однородную сферу общественных отношений. В крупных и сложных по составу отраслях права имеются подотрасли права — целостные образования, регулирующие специфическую группу однородных общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права, например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют: авторское, наследственное, международное частное право. В отличие от правового института, подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. Правовой институт — это обособленная группа юридических норм, регулирующих вид общественных отношений, автономно существующих в рамках одной или нескольких отраслей права. Поэтому выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Критериями обособления правовых норм в правовой институт выступают: 1) юридическое единство правовых норм (общие положения, правовые принципы, правовые понятия; 2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений (каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции; 3) обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и др. структурных единицах нормативных правовых актов.
2. Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования — сфера однородных общественных отношений, регулируемая отраслью права. Он является материальным (объективным) критерием разграничения отраслей права. Метод правового регулирования — совокупность способов правового воздействия на определенную сферу общественных отношений. Он является формальным (субъективным) критерием разграничения отраслей права. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный — метод обязывания и запретов, метод властвования и юридического неравенства; диспозитивный — метод равенства и автономии воли.
3. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно — его проводили еще римские юристы. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на ее основе. Оно обеспечивает интересы отдельных лиц. Его сущность выражается в таких принципах, как независимость, имущественная самостоятельность и автономия лица, формальное равенство, свобода договора. Отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования.
Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие общественные и государственные интересы. Сфера действия публичного права — деятельность граждан, их организаций, властных структур по поводу достижения ими тех интересов, которые имеют публично-правовой характер. В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо). При этом стороны всегда юридически неравноправные. Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием, здесь господствует разрешительный тип правового регулирования.
Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм материального права.
Международное право занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Российская Федерация признала приоритет международного права перед внутригосударственным. В Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
4. Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов. Между нею и системой права существуют определенные различия, выражающиеся в степени объективности формирования и развития, структуре, объеме и т.п. Сходства и различия системы права и законодательства необходимо подробно раскрыть.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой система права? Охарактеризуете основные элементы системы права.
2. Назовите особенности предмета и метода правового регулирования.
3. В чем состоят особенности частного и публичного, материального и процессуального, а также международного права?
4. Как соотносятся система права и система законодательства?
Тема 10. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА. ПРОБЕЛЫ И КОЛЛИЗИИ
В ПРАВЕ
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие реализации права. Формы непосредственной реализации права. Методы реализации права.
2. Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие применения права. Субъекты и стадии применения права.
3. Правоприменительные акты, их отличие от нормативных правовых актов. Классификация правоприменительных актов.
4. Понятие пробела. Мнимые и реальные пробелы. Причины возникновения, устранение и преодоление пробелов.
5. Понятие юридических коллизий. Объективные и субъективные причины их возникновения. Порядок их разрешения.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ форм реализации права. Какие нормы права реализуются в каждой форме? Сотавить таблицу стадий применения права.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
Литература
Гойман В.И. Действие права. М., 1992.
Завадская Л.И. Механизм реализации права. М., 1992.
Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.
Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.
Решетов Ю.С. Реализация норм права. Казань, 1989.
Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2000.
Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие. М., 2000.
Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.
Падалко Т.А. Способы преодоления пробелов в праве. СПб., 2000.
Попова А.И. Пробелы в праве: основные проблемы судебной практики. СПб., 2002.
Звеков В.П. Коллизии в международном частном праве. М., 2007.
1. При подготовке первого вопроса следует уяснить, что реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей. Общественные отношения в процессе реализации права упорядочиваются, приводятся в соответствие с потребностями развития общества, государства и личности. Следует усвоить такие формы реализации норм права, как осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов, применение норм права. Основными методами реализации права являются убеждение и принуждение.
2. При ответе на второй вопрос нужно исходить из того, что применение норм права необходимо тогда, когда такие формы реали ации права, как использование, исполнение и соблюдение недостаточны для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Необходимо охарактеризовать признаки применения норм права, а также уяснить, кто эту деятельность может осуществлять.
Важно помнить, что правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам; вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц. К каждой из стадий правоприменительного процесса предъявляются требования, выработанные юридической теорией и практикой: обоснованность (объективность), целесообразность, законность.
3. Применение норм права оформляется актом-документом (актом применения права). Акт применения права — это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу, содержащий государственно-властное, индивидуально-определенное правовое предписание. К его признакам относят: 1) конкретность (принимается по конкретному делу); 2) государственно-властный характер (содержит государственно-властное веление); 3) формальность (имеет определенную, установленную законом форму); 4) индивидуальность (направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений).
Акты применения права делятся на виды по субъектам (акты органов исполнительной власти, главы государства, юрисдикционных органов и т.п.); по форме (указы, распоряжения, приговоры, приказы, постановления и др.); по способу выражения (акты-документы, акты-действия); по способу принятия (коллегиальные и единоличные); по времени действия (акты однократного действия, например, штраф, или длящиеся акты, например, регистрация брака); по юридическому значению (основные и вспомогательные).
4. Пробел в праве — это отсутствие правового регулирования или подходящих норм права в случаях, когда правовое регулирование объективно необходимо. От пробелов в праве следует отличать квалифицированное молчание законодателя (мнимые пробелы).
Пробелы в праве являются результатом динамизма жизни, неточности ее познания и ошибок субъектов правотворчества. Основной путь разрешения этой проблемы — квалифицированное правотворчество. Еще один путь — применение аналогий закона и права. Использование аналогии закона состоит в применении к конкретным случаям сходных, похожих норм, регулирующих сходные отношения, ситуации. В России в настоящее время аналогия закона не допускается в сфере действия уголовного права. Использование аналогии права заключается в принятии юридически значимого решения, исходя из общих начал и смысла («духа») действующего законодательства. В целом же принятие решений по аналогии — вынужденная мера и сигнал о необходимости срочного совершенствования системы нормативных правовых актов.
5. Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. Коллизии, таким образом, могут быть между нормами права; между нормативными правовыми актами; между компетенциями или полномочиями; между правоприменительными и интерпретационными актами; между национальным и международным правом. Следует знать объективные и субъективные причины возникновения коллизий.
Способами устранения коллизий являются: принятие нового акта или отмена одного из противоречащих актов; разработка и применение коллизионных норм и принципов; судебное разрешение спора; обжалование или опротестование актов; согласительные процедуры. Необходимо раскрыть содержание данных способов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте формы и методы реализации норм права.
2. Чем вызвана необходимость правоприменения? Каковы его особенности, субъекты, стадии?
3. Назовите признаки и виды правоприменительных актов.
4. Дайте определение пробела в праве. Раскройте особенности мнимых и реальных пробелов, причины возникновения и способы восполнения пробелов.
5. Что такое коллизии в праве? Каковы их причины, виды, порядок разрешения?
Тема 11. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1.Понятие толкования права. Необходимость толкования и его значение для юридической практики.
2. Способы (приемы) толкования.
3. Виды толкования: официальное и неофициальное толкование, их разновидности, субъекты толкования.
4. Акты толкования: понятие, виды, юридическая сила, соотношение с нормативными правовыми актами.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ видов толкования права. Применить способы (приемы) толкования к конкретной норме права. Обосновать необходимость данного способа толкования. Сотавить таблицу толкования норм права по обьему. Привести примеры..
Форма контроля: опрос и обсуждение.
Литература
Вопленко Н.И. Официальное толкование норм права. М., 1996. Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Саратов, 2002.
Сацуро Л.В. Неофициальное толкование норм российского права. М., 1996.
Милованова Е.В. Толкование норм права. СПб., 1999.
Спасов Б. Закон и его толкование. М., 1986.
Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 2005.
Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.
Суслов В.В. Герменевтика и юридическое толкование // Госу дарство и право, 1997, № 6.
Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федера ции: теория и практика. М., 2005.
1. При подготовке первого вопроса необходимо усвоить, что под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли. Толкование правовых норм — сложное, комплексное явление. Его можно рассматривать в двух аспектах, как уяснение (понимание «для себя») и разъяснение (объяснение «для других»). Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения. Результатом толкования должны быть полная ясность и определенность смысла правовой нормы. Ясность смысла означает глубокое понимание содержания нормы, отсутствие каких-либо сомнений в точности полученных в результате толкования выводов. Определенность смысла — это конкретность содержания правовой нормы, не допускающая двух или более решений на основе сделанных выводов.
2. При ответе на второй вопрос нужно охарактеризовать основные способы толкования — уяснения правовых норм: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое, специально-юридическое, функциональное.
3. Следует различать такие виды толкования права по объему,как буквальное, ограничительное и распространительное. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное. В свою очередь официальное толкование может быть нормативным и казуальным. Нормативное толкование может давать исам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование).
Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Среди видов неофициального толкования надо выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданами в повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например, разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д. Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является доктринальное толкование, основанное на научных выводах.
4. Акты толкования (интерпретационные акты) относятся к официальным вспомогательным правовым актам-документам, обладающим специфической структурой, содержанием, формой, реквизитами. Они носят обязательный характер и закрепляют результаты разъяснения права. Акты толкования права могут быть классифицированы по внешней форме (устные и письменные), по субъектам (законодательных, судебных, исполнительных органов, органов прокуратуры), по юридической значимости (нормативные, казуальные), по юридической силе (по отраслям).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что собой представляет толкование права?
2. Раскройте способы и виды толкования права.
3. Охарактеризуйте особенности актов толкования права, классифицируйте их на виды.