Общая характеристика. Уголовное право и процесс

Правовая система

Уголовное право и процесс

Основы современного уголовного и уголовно-процессуального права КНДР были заложены вскоре после провозглашения КНДР. В 1950 г. приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, составленные по образцу советских. В 1974 г. издан новый Уголовный кодекс (пять частей, 215 статей), текст которого оставался недоступным для внешнего мира до конца 1980-х гг. Действующий УК КНДР принят в 1987 г. и имеет всего 161 статью, разбитые на 13 глав восьми разделов. Хотя Общая и Особенная части в нем структурно не выделены, они прослеживаются по смыслу. Как и предыдущие кодексы, он основан на классовых принципах.

В УК КНДР (ст.21) предусмотрены следующие виды наказаний: 1) смертная казнь; 2) исправительный труд; 3) лишение избирательного права; 4) конфискация имущества; 5) лишение определенного права и отстранение от должности. При этом смертная казнь и исправительный труд являются основными видами наказаний, а остальные отнесены к дополнительным.

Смертная казнь предусмотрена в четырех статьях, три из которых входят в главу 1 (Преступления против государственного суверенитета: ст.44, 45, 47) и одна в главу 2 (Преступления против народно-освободительной борьбы: ст.52) раздела 3 "Антигосударственные преступления". Таким образом, число наказуемых смертной казнью преступлений многократно сократилось по сравнению с прежними УК. Статистика исполнения смертных приговоров к 2000 г. оставалась закрытой.

Исправительный труд в качестве санкции предусмотрен во всех без исключения статьях УК. Он назначается на срок от 6 месяцев до 15 лет, но при сложении наказаний может и превышать указанный предел.

Вопреки современным демократическим принципам уголовного права УК КНДР допускает (ст.10) применение уголовного закона по аналогии.

Уголовный процесс в КНДР почти полностью следует советской модели. Конституция КНДР провозглашает ряд демократических принципов правосудия и процессуальных гарантий: в частности, дела должны рассматриваться публично (хотя заседания могут быть объявлены закрытыми в соответствии с законом), обвиняемый имеет право на защиту. Адвокат назначается государством и является не процессуальным противником обвинения, а помощником правосудия, обязанным "содействовать установлению объективной истины по делу". Институт судебного контроля над арестами и задержаниями в КНДР отсутствует.


Республика Корея (Южная)

Современная правовая система Республики Корея входит в романо-германскую правовую семью, имея также значительные заимствования из американского права. При этом правосознание и правовая культура корейцев по-прежнему в значительной степени основываются на общих для народов Восточной Азии конфуцианских традициях: коллективизм, патернализм, приоритет этических норм над юридическими, обязанностей над правами, предпочтение неформальных примирительных процедур судебному разбирательству и т.д.

На протяжении столетий Корея находилась под влиянием китайской (конфуцианской) государственно-правовой культуры. В соответствии с этим собственно правовые предписания ограничивались преимущественно уголовными нормами. Основная масса общественных отношений регулировалась морально-этическими нормами, обычаями и традициями. Наряду с заимствованием китайских законов в средневековой Корее принимались и оригинальные правовые акты.

Первая рецепция европейского, романо-германского права в Корее произошла "опосредованно" через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). В то же время в период японской оккупации корейское обычное право сохраняло роль главного правового источник а в сфере семейных отношений и наследования.

После достижения независимости все японские кодексы и законы, ассоциировавшиеся с иноземным гнетом, были заменены на корейские. В частности, приняты собственные Уголовный кодекс (1953), Уголовно-процессуальный кодекс (1954), Гражданский кодекс (1958), Гражданский процессуальный кодекс (1960) и Торговый кодекс (1962), а также ряд других кодексов, при разработке которых законодатель подчеркнуто старался отойти от прежних японских актов. Тем не менее в наиболее важных отраслях и институтах южнокорейское право сохранило основные принципы и черты романо-германского права в том самом виде, в котором они были заимствованы через японское законодательство.

Как результат деятельности американской военной администрации в 1945-1948 гг. и общей ориентации сеульского правительства на США, в послевоенный период правовая система Кореи заимствовала многие элементы американского права, особенно в административной, торговой, трудовой, уголовно-процессуальной сферах.

В 1980-1990-е гг. важнейшие изменения в южнокорейской правовой системе связаны с ее демократизацией. Конституция 1987 г. ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия Президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппозиции в Конституцию включено положение о недопустимости вмешательства армии в политику. В конце 1988 г. приступил к работе Конституционный суд.

Основным источник ом права в РК являются законодательные и другие нормативные акты. Иерархию образуют: Конституция, законы Национального собрания, декреты Президента, ордонансы премьер-министра или исполнительного министерства.

Южнокорейской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. В соответствии со ст.76 Конституции во время внутренних беспорядков, внешней угрозы, естественного бедствия или серьезного финансового или экономического кризиса Президент может издавать приказы, имеющие силу закона, если необходимо принять срочные меры для обеспечения национальной безопасности или публичного мира и порядка и нет времени ждать созыва Национального собрания. Такие же полномочия принадлежат Президенту в случае военных действий.

Согласно Конституции (ст.6) ратифицированные международные договоры становятся частью правовой системы. Они, как и общепризнанные нормы международного права, имеют ту же силу, что и внутренние законы.

Вспомогательным источник ом права для некоторых отраслей (гражданское, торговое, трудовое право) признается обычай, который не должен противоречить законодательству. Вспомогательным источник ом рассматривается и судебная практика.

Особое место в системе источник ов занимают решения Верховного суда и Конституционного суда, выносимые в порядке конституционного контроля. Некоторые из них имеют революционное значение для развития правовой системы страны, утверждая новые стандарты защиты прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: