double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Вы познакомились с историей России, насчитывающей более тысячи лет

1

ЛИТЕРАТУРА

Заключение

Вы познакомились с историей России, насчитывающей более тысячи лет. Обольщаться по поводу древности нашей истории не стоит, в мире есть и более древние государства, а есть и относительно недавно возникшие. Но нет ни одного, просуществовавшего дольше Древнего Египта. На исторический процесс оказывают влияние тысячи факторов, как объективных, так и субъективных. Огромную роль в этом процессе играет борьба идей. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сформулирует эту проблему в 2003 году так: «К сожалению, люди перестают думать об искусстве как таковом, а думают лишь о том, сколько это искусство стоит. Картины, скульптуры превращаются в капитал». Но великий режиссер Борис Александрович Покровский год спустя, прокомментировал получение Государственной премии: «Знаю, что меня награждают не просто, чтобы «поддержать», а убедить, что я иду верной дорогой, борясь против всякой пошлости и попсы. Это не популярное искусство, как думают многие, а разложение вкусов общества… Если не будет у нас достойного искусства – не будет и страны. Никакая экономика, никакая политика, ничто кроме подлинной культуры не поможет нам поднять голову. Вот за утверждение в России подлинной культуры я и борюсь».




История делается сегодня и не знает чернового варианта, поскольку каждый раз пишется набело. «Одним из отличительных признаков великого народа, - писал В.О. Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу». Проблема выбора культурных и этических образцов для подражания рано или поздно встанет перед каждым из нас.

Алексеенков А.Е., Барышников Н.И., Белозеров Б.П., Бурлаков А.И., Вишняков-Вишневецкий К.К., Дзенискевич А.Р., Ежов М.В., Захаров И.З., Иноземцев И.Г., Ковальчук В.М., Козлов Н.Д., Колосов Ю.И., Комал Ф.Б., Крюковских А.П., Кутузов А.В., Махнев В.А., Мусаев А.Г., Олейников Г.А., Рожков А.М., Соболев Г.Л., Сухов В.Н., Федотов В.Г., Фролов М.И., Цамутали А.М. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941 – 1944. СПб.: Lans, 1994.

Аль Д.Н. Истории из истории От Вещего Олега до Петра Великого. СПб., 1997.

Аммон Г.А., Ионычев Н.П. История России 1Х-ХХ вв. М., 2002.

Анисимов Е.М.,.Балашов Е.М, А.З. Ваксер, Р.Ш. Ганелин, А.Р.Дзенискевич, В.М.Ковальчук, А.П. Купайгородская, В.А. Нардова, А.С.Сухорукова, А.Н.Цамутали, А.Н.Чистяков. Санкт-Петербург 300 лет истории. СПб.: Наука, 2003.

Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. М., 2004.

Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 2002.



Бастрыкин А.И., Громцева О.Ф. Тени исчезают в Смольном. Убийство Кирова. СПб.: Европейский Дом, 2001.

Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: Военное издательство. 1983.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История Государства Российского. Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX – XVI вв. М.,1991.

Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 1967.

Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М.: Прогресс, 1992

Верт Н. История Советского государства: 1900-1991. М., 2000.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., 1990.

Война Германии против Советского Союза 1941-1945. Документальная экспозиция под редакцией Рейнгарда Рюрупа. 1992.

Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.

Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский. Битва за Россию. СПб., 1993.

Гальдер Ф. Военный дневник. 22.06. 1941 – 24.09. 1942. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004.

Гарнич Н.Ф. 1812 год. М.: Гос. Изд. Культурно-просветительной литературы, 1952.

Гладкий С. Полководцы и маленький «я» (продолжение) // Русский мир. Книга четвертая. Санкт-Петербургская организация союза писателей России. СПб., 1996.



Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-пресс, 2003.

Гумилев Л. Панченко А. Чтобы свеча не погасла Диалог. Л.: Сов. писатель, 1990.

Гаврилов Б.И. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2003.

Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812 г. Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. Л.: Лениздат, 1985.

Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России ХIХв. М., 2002.

Данилов А.А., Косулина Л.Г, История России XX в. М., 2002.

Дмитренко В.П. История Отечества XX в. М., 2001.

Деникин А.И. Путь русского офицера. М.: Современник. 1991.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

Долматовский Е.А. Зеленая брама. Докум. легенда об одном из сражений Великой Отеч. войны. – 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1985.

Десятый съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи 11 – 21 апреля 1936 г. Стенографический отчет. М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1936.

Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Жизнь Замечательных Людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Иоанн Грозный Хмельницкий Потемкин Суворов Скобелев. СПб.: ЛИО Редактор, 1995.

Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2003.

Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI в.: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2003.

Засосов Д.А. Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов записки очевидцев. Л.: Лениздат, 1991.

Зиновьев А. Имя века // Советская Россия, 2003, 4 марта.

И примкнувший к ним Шепилов. Правда о человеке, ученом, воине, политике. М.:Звонница-МГ, 1998.

Ионичев Н.П. История России 1Х-ХХ вв.: Учебное пособие. М., 2003.

Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

История Отечества. Энциклопедический словарь // Большая Российская энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2003.

История России IX-XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. 4-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Нева, 1996.

История России с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. А.Н. Сахарова, Л.П. Новосельцева. М, 2000.

История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. И.Н. Павленко. М., 2002.

История России с начала XVIII до конца XIX вв. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.

Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969.

Инженер-экономист № 14 (21). 14 августа 1931 года.

Инженер-экономист № 15 (149). 25 июня 1936 года.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Тт. 2 – 3. М., 1991.

Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М.: Былина, 1997.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873 – 1888 гг Книга I. М.: Книга, 1990.

Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993

Кутузов В.А., Лебина Н.Б., Ратьковский И.С., Рачковский В.А., Флоринский М.Ф., Ходяков М.В. Новейшая история России. 1914 – 2002: Учебное пособие / под ред. М.В. Ходякова. М.: Юрайт-издат, 2004.

Кириллов В., Кулагин Г. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

Кочепасова Т.Ю., ЕрмольевВ.Н., Ивашко М.И., Плетушков М.С. История России: Учебное пособие для абитуриентов. М., 2003.

Кузнецов И.Н. История России: Справочник. М., 2000.

Курукин И.В. История Отечества: Для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2003.

Лебединцев А.З. Мухин Ю.И. Отцы-командиры. М.: Яуза, Эксмо, 2004.

Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы//Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. Л., 1984.

Лозинская Л.Я. во главе двух академий. М.: Наука, 1979.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). СПб.:Искусство – СПб. 1997.

Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Политиздат. 1991.

Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие. М., 2003.

Моряков В.И. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

Нестеров Ф.Ф. Связь времен: опыт исторической публицистики. – 2-е изд. М: Молодая гвардия, 1984.

Отечественная артиллерия 600 лет. Под редакцией маршала артиллерии Г.Е. Передельского. М., 1986.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебное пособие. М., 2004.

Островский В.П., Уткин А.И. История России XX в. М., 1997.

Отечественная история: Учебное пособие/ И.А. Кольцов (научный руководитель авторского коллектива), Л.Н. Дмитриева, В.Ю. Жуков, А.И. Коротков, А.В. Кутузов, И.Ю.Лапина, Л.Б.Назаренко, А.А. Недвецкая, В.Н. Роденков. СПб.: СПбГАСУ, 2002.

Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. М., 2004.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2002.

Полунов А.Ю., Головкина Н.Л., Сдобина Т.Е. История России: Учебное пособие для абитуриентов вузов. М., 2002.

Пятецкий Л.М. История России XX в.: Для старшеклассников и абитуриентов. М., 1991.

Патриотизм советской армии и народа – важнейший источник победы в Великой Отечественной войне. Сборник материалов Международной научной конференции посвященной 55-летию Великой Победы (18 – 19 мая 2000 года) СПб., 2000.

Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков// Памятники литературы древней Руси. Втор. пол. XVI в. М., 1986.

Россия XY – XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986

Руководители Санкт-Петербурга. СПб.: Изд. дом Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград. СПб.: ЭГО. 2002.

Скрынников Р.Г. Ермак. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1992.

Советско-германский фронт – главный фронт второй мировой войны. Сборник материалов Международной научной конференции (3 – 4 мая 2001 года). СПб., 2002.

Сокровища древнерусской литературы. Мудрое слово Древней Руси (XI – XVII вв.). М.: Советская Россия, 1989.

Тит Ливий История Рима от основания города. Т.2. М.: Наука, 1991.

Толстой Л.Н. Война и мир. М.: «Художественная литература», 1962.

Харт Лиддел Бэзил. Битвы третьего рейха. Воспоминания высших чинов генералитета нацистской Германии. / Пер. с англ. – С.В. Лисогорского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

Тревор-Ропер Хью Застольные беседы Гитлера. М.: Центрполиграф, 2004.

Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 2002.

Чтения по военной истории. Сборник статей. СПб.: СПбГУ. 2005.

Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: из дневника Ф.Чуева. М.: Терра, 1991.

Чуев Ф.И. Молотов: Полудержавный властелин. М., 1999.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982.

Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век. М., 1986.

Наша дисциплина называется Культурология, и для начала нам предстоит выяснить, что включает в себя это понятие и определить задачи нашего учебного курса.

План лекции:

1.Основные понятия культурологии: культура, цивилизация,

2.Морфология культуры.

3.Динамика культуры

4.Функции культуры.

5. Структура и состав современного культурологического знания. Цели и задачи учебного курса Культурология.

1.Основные понятия культурологии: культура, цивилизация

Термин Культурология содержит два латинских корня «культура» и «логос» - разум, знание. Таким образом, Культурология в формальном переводе, знание культуры. Этим термином в ХХ веке обозначили новый самостоятельный раздел гуманитарных наук, предметом изучения которого стала культура в самом общем понимании этого слова.

Обратимся к понятию культура – главному предмету научного изучения в культурологии.

Термин «культура» пришел к нам из латыни. В Древнем Риме его изначально употребляли как производственный термин, обозначая возделывание или обрабатывание. Однако вскоре данное понятие распространили и на сферу становления человеческих отношений, становления личности. Уже в античном мире культуручасто определяли как « вторую природу», то есть природа – это всё, что не сотворено руками человека, а культура – это мир человеческого творчества. В таком подходе был замечен определённый изъян, так как человек в своём творчестве внедряется в мир природы и эти миры пересекаются, взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга.

В европейском средневековье понятие «культура» было вытеснено, заменено понятиями христианских добродетелей, определявших ценностные ориентиры человека средневековья.

В конце средних веков, в период, когда завершилась эпоха великих географических открытий, и европейцы начали активную колонизаторскую деятельность, термин «культура» постепенно возвращается в лексикон европейцев, однако, с несколько другим наполнением. Термином «культура» стали обозначать характерные, отличительные этнические черты, традиции народов, зачастую подчеркивая именно разность культур. В это же время пробуждается и интерес европейцев, страдавших эгоцентризмом, к изучению других культур. Преследуя зачастую не столько научные, сколько политико-экономические цели, европейцы, тем не менее, именно в XVII– ХVIII веках закладывают основы нового научного направления, которое только к началу ХХ века получит название КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Собственно сам термин «культура»вновь запускается в лингвистический оборот в Европе с конца ХVIII века, когда в 1782 г. немецкий просветитель И.Адегунга выпускает книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

В русском языке слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова (1845г.), однако широкого распространения оно в середине Х1Х века не получило. Вместо него употреблялись такие понятия как «образованность», «просвещение», «воспитанность», «разум». Только в 60-е годы Х1Х века новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы утверждается в научной литературе.

В наши дни дать точное, безоговорочное определение понятия культура достаточно трудно.

Попробуем это сделать. Определение понятию культура зависит от того, что вы видите ядром, центром культуры.

– деятельный подход (в основе определения лежит творческая деятельность человека)

- ценностный подход (в основе определения лежит стремление человека к достижению ряда ценностных задач)

- знаковый (семиотика – наука о знаках. В основе определения лежит понимание культуры как набора понятий, обозначаемых различные сферы человеческого творчества.)

Подходов к определению культуры великое множество. Единого академического определения культуры на существует.

Причины отсутствия единственно правильного определения:

1.-гуманитарная область знаний, в отличие от естественнонаучных дисциплин, с трудом признаёт «последнюю точку над i», так как мир человека творящего с трудом укладывается в жесткое лоно правил и определений.

2.- мир культуры чересчур большой, разнообразный, с возможно разными подходами к оценке явлений

3.- относительная молодость науки Культурологии и незавершенность отработки научного аппарата затрудняют работу над жестким определением.

Определение российского философа А.Ф. Лосева – одно из удачных.

« Культура есть предельная общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, социально-политических, идеологических, технических, ремесленных, научных, художественных, моральных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых) – см. Лосев А.Ф. «Дерзание духа», М.1988, с.218-219.

Смысл - Предельная общность творчества человека во всех областях и проявлениях на протяжении исторического времени. (в подходах данного определения доминируют деятельный и исторический принципы0

Понятие Цивилизациятесно связано с понятием Культура – такие же трудности определения.

1.синонимы (обыденность)

2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ скачок - кардинальная ломка, революционный прорыв в эволюции культуры.

3.Кризисный, завершающий этап развития культуры на определённом уровне исторического развития.



1




Сейчас читают про: