Задание 4.
Задание 3.
Задание 2.
Задание 1.
Практическое занятие 3.
Задание 4.
Задание 3.
Задание 2.
Задание 1.
На основании таблиц 1 и 2 постройте графики возрастных коэффициентов рождаемости для двух государств. Сравните полученные графики и сделайте письменно, соответствующие выводы.
Таблица 1
Возрастные коэффициенты рождаемости в России 2009г.
| Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте 15 – 49 лет. | |||
| Все население | Городское население | Сельское население | |
| моложе 20 | 52,5 | 45,6 | 78,8 |
| 20 – 24 | 163,9 | 149,1 | 212,2 |
| 25 – 29 | 103,1 | 96,4 | 124,8 |
| 30 – 34 | 54,6 | 50,5 | 68,9 |
| 35 – 39 | 22,0 | 19,5 | 31,9 |
| 40 – 44 | 5,0 | 4,1 | 9,0 |
| 45 – 49 | 0,2 | 0,1 | 0,3 |
Таблица 2
Возрастные коэффициенты рождаемости в Узбекистане 2009 г.
| Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте 15 – 49 лет. | |||
| Все население | Городское население | Сельское население | |
| моложе 20 | 41,6 | 40,9 | 42,1 |
| 20 – 24 | 286,6 | 228,0 | 325,4 |
| 25 – 29 | 237,0 | 176,6 | 280,1 |
| 30 – 34 | 147,2 | 104,3 | 182,9 |
| 35 – 39 | 69,2 | 44,6 | 93,3 |
| 40 – 44 | 23,2 | 11,3 | 37,1 |
| 45 – 49 | 2,9 | 0,9 | 4,9 |
На основании таблицы 3 рассчитайте суммарные коэффициенты рождаемости в России за 1989, 2000, 2010 гг. Сравните полученные коэффициенты с критическим значением суммарного коэффициента рождаемости в России необходимом для простого воспроизводства населения и сделайте письменно, соответствующие выводы.
Таблица 3
Возрастные коэффициенты рождаемости в России в 1989, 2000, 2010 гг.
| Возрастные группы | Коэффициенты рождаемости | ||
| 15 – 19 | 52,5 | 45,6 | 34, |
| 20 – 24 | 163,9 | 113,5 | 99,0 |
| 25 – 29 | 103,1 | 67,2 | 68,0 |
| 30 – 34 | 54,6 | 29,7 | 33,4 |
| 35 – 39 | 22,0 | 10,7 | 11,5 |
| 40 – 44 | 5,0 | 2,2 | 2,3 |
| 45 – 49 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
На основании данных таблицы 4 постройте графики динамики брачной и внебрачной рождаемости в России за период с 1959 по 2009 гг. Проанализируйте полученные графики и сделайте письменно соответствующие выводы.
Таблица 4
Число рожденных в браке и вне брака. Россия, 1959 – 2009
| Годы | Всего, тыс. чел. | В том числе рожденные, тыс. чел. | Доля рождений | ||
| в зарегистрированном браке | вне зарегистрированного брака | в зарегистрированном браке, % | вне зарегистрированного брака, % | ||
| 2796,2 | 2407,9 | 388,3 | |||
| 1990,5 | 1732,3 | 258,2 | |||
| 1847,6 | 1648,9 | 198,7 | |||
| 2106,1 | 1881,0 | 225,1 | |||
| 2178,5 | 1937,4 | 241,1 | |||
| 2375,1 | 2133,5 | 241,6 | |||
| 2348,5 | 2044,1 | 304,4 | |||
| 2160,6 | 1868,8 | 291,8 | |||
| 1988,9 | 1698,3 | 290,6 | |||
| 1794,6 | 1506,7 | 187,9 | |||
| 1587,6 | 1315,3 | 272,3 | |||
| 1379,0 | 1128,3 | 250,7 | |||
| 1408,2 | 1132,4 | 275,8 | |||
| 1363,8 | 1075,5 | 288,3 | |||
| 1304,6 | 1004,8 | 299,8 | |||
| 1259,9 | 940,8 | 319,1 | |||
| 1283,3 | 937,4 | 345,9 |
На основании данных таблицы 5 постройте столбчатые диаграммы динамики вклада возрастных групп в итоговую рождаемость. Проанализируйте полученные диаграммы и сделайте письменно соответствующие выводы.
Таблица 5
Вклад возрастных групп в итоговую (суммарную) рождаемость. Россия, 1980, 2002 – 2010, %
| Год | Возраст матери | Итого | ||||
| 15 – 19 | 20 – 24 | 25 – 29 | 30 - 34 | 35 и старше | ||
| Все население | ||||||
| 11,6 | 41,9 | 26,7 | 13,8 | 6,0 | 100,0 | |
| 14,7 | 41,5 | 24,7 | 12,8 | 6,2 | 100,0 | |
| 15,8 | 42,3 | 24,0 | 12,0 | 6,0 | 100,0 | |
| 16,6 | 43,2 | 23,4 | 11,3 | 5,6 | 100,0 | |
| 17,3 | 43,5 | 23,5 | 10,7 | 5,1 | 100,0 | |
| 17,8 | 43,0 | 24,0 | 10,6 | 4,6 | 100,0 | |
| 17,0 | 42,2 | 25,0 | 11,1 | 4,8 | 100,0 | |
| 15,5 | 41,5 | 26,0 | 11,8 | 5,1 | 100,0 | |
| 14,7 | 40,2 | 26,9 | 12,8 | 5,3 | 100,0 | |
| 13,7 | 39,9 | 24,7 | 13,5 | 5,5 | 100,0 | |
| Городское население | ||||||
| 11,7 | 41,5 | 27,5 | 14,1 | 5,2 | 100,0 | |
| 14,1 | 41,6 | 25,3 | 13,0 | 6,0 | 100,0 | |
| 15,4 | 42,3 | 24,4 | 12,2 | 5,7 | 100,0 | |
| 16,0 | 43,1 | 23,9 | 11,5 | 5,3 | 100,0 | |
| 16,9 | 43,4 | 23,9 | 11,0 | 4,8 | 100,0 | |
| 17,4 | 42,8 | 24,5 | 10,8 | 4,5 | 100,0 | |
| 16,5 | 42,1 | 25,5 | 11,2 | 4,6 | 100,0 | |
| 15,0 | 41,6 | 26,4 | 12,0 | 4,9 | 100,0 | |
| 14,1 | 40,4 | 27,3 | 13,0 | 5,1 | 100,0 | |
| 13,0 | 40,1 | 27,8 | 13,8 | 5,3 | 100,0 | |
| Сельское население | ||||||
| 10,9 | 43,1 | 25,1 | 13,4 | 7,5 | 100,0 | |
| 16,5 | 41,1 | 23,0 | 12,3 | 7,2 | 100,0 | |
| 17,0 | 42,3 | 22,6 | 11,5 | 6,6 | 100,0 | |
| 17,4 | 43,6 | 22,1 | 10,7 | 6,1 | 100,0 | |
| 17,6 | 44,5 | 22,2 | 10,1 | 5,6 | 100,0 | |
| 17,7 | 44,5 | 22,6 | 10,0 | 5,1 | 100,0 | |
| 17,5 | 43,2 | 23,6 | 10,6 | 5,2 | 100,0 | |
| 16,2 | 42,1 | 24,8 | 11,3 | 5,7 | 100,0 | |
| 15,6 | 40,2 | 26,8 | 12,2 | 5,9 | 100,0 | |
| 14,8 | 39,6 | 27,0 | 12,6 | 6,0 | 100,0 |
Тема занятия: Браки и разводы.
Цель занятия: закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.
Содержание занятия:
1. Общие и специальные коэффициенты брачности. Зависимость частоты заключения браков от возрастной структуры населения.
2. Специальные таблицы брачности. Прекращение брака.
3. Таблицы разводимсти. Взаимосвязь характеристик вступающих в брак.
Практические навыки: научить студентов определять показатели брачности с использованием метода условного поколения.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Практическое задание:
Используя метод условного поколения, рассчитайте число лет, прожитых в браке одним поколением женщин, условно проживших от 6 до 49 лет на критический момент переписи 2002 года. Для расчета использовать данные таблицы 6.
Таблица 6
Расчет числа лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения в возрастном интервале от 16 до 49 лет
в России (по данным Всесоюзной переписи населения 2002 г.)
| Возрастные группы (лет) | Число женщин состоящих в браке (на 1000 человек) | Доля женщин состоящих в браке (в долях единицы) | Число лет прожитых в браке в среднем одной женщиной в каждом возрастном интервале |
| 16 – 17 | 37,0 | ||
| 18 – 19 | 233,0 | ||
| 20 – 24 | 622,0 | ||
| 25 – 29 | 801,0 | ||
| 30 – 34 | 824,0 | ||
| 35 – 39 | 805,0 | ||
| 40 – 44 | 774,0 | ||
| 45 – 49 | 739,0 |
Расчет производится по формуле: 
![]() |
где mТ х – число лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения; mР х – численность женщин в возрасте «х», состоящих в браке; Р х – численность всех женщин (т. е. всех категорий брачного состояния) в возрасте «х»; n – число лет возрастного интервала.
Порядок расчета следующий:
1. Необходимо данные о числе женщин состоящих в браке (колонка 2) перевести в доли единицы, (т. е. разделить на 1000)
2. Чтобы получить число человеко – лет, прожитых в браке на протяжении всех лет возрастного интервала, нужно умножить каждую долю на число лет в возрастном интервале.
3. Итоговая сумма интерпретируется следующим образом. При условии, что уровень брачного состояния у женщин России оставался бы неизменным очень долгое время и именно таким, как на момент переписи 2002 г., в среднем одна женщина данного условного поколения прожита бы в интервале от 16 до 49 лет в браке …. (лет).
На основании данных таблицы 7 постройте графики динамики числа зарегистрированных браков в России, 2000-2010 гг. Проанализируйте полученные графики и сделайте, письменно, соответствующие выводы.
Таблица 7
Число зарегистрированных браков, Россия, 1980 – 1998 гг. тыс. чел.
| Годы | Первых | Повторных | ||
| Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | |
| 1188,0 | 1202,4 | 276,6 | 262,2 | |
| 1058,7 | 1048,7 | 330,7 | 340,7 | |
| 985,3 | 994,4 | 334,7 | 325,6 | |
| 948,6 | 954,5 | 328,6 | 322,7 | |
| 773,2 | 783,0 | 280,6 | 270,7 | |
| 817,5 | 825,6 | 289,3 | 281,1 | |
| 789,2 | 793,2 | 291,4 | 287,4 | |
| 776,0 | 780,1 | 299,3 | 295,1 | |
| 620,6 | 626,2 | 246,5 | 240,5 | |
| 672,0 | 663,7 | 256,5 | 264,7 | |
| 611,0 | 620,6 | 237,7 | 228,1 |
На основании данных таблицы 8 постройте диаграммы динамики числа мужчин и женщин, не состоявших в браке. Проанализируйте полученные диаграммы и сделайте письменно соответствующие выводы.
Таблица 8
Число мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке на 1000 чел. соответствующего возраста 1989, 1999, 2009 гг.
| Возраст, лет | Мужчины | Женщины | ||||
| 25 – 29 | ||||||
| 30 – 34 | ||||||
| 35 – 39 | ||||||
| 40 – 44 | ||||||
| 45 – 49 |
На основании данных таблицы 9 постройте график изменения доли возрастных групп мужчин и женщин в общем, числе разводов. Проанализируйте полученный график и сделайте, письменно, соответствующие выводы.
Таблица 9
Разводы по возрасту разводящихся Россия 2009 г.
| Возраст, лет | Мужчины | Женщины |
| моложе 18 | ||
| 18 – 19 | ||
| 20 – 24 | ||
| 25 – 29 | ||
| 30 – 34 | ||
| 35 – 39 | ||
| 40 – 44 | ||
| 45 – 49 | ||
| 50 – 54 | ||
| 55 – 59 | ||
| 60 и старше | ||
| возраст не указан | ||
| Итого: |
Тема занятия: Миграция населения.
Цель занятия: закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.
Содержание занятия:
1. Понятие и типология миграции. Миграция как сложный социально-экономический фактор в формировании населения.
2. Основные виды пространственного движения населения: эпизодическая миграция, маятниковая миграция, сезонная миграция, безвозвратная миграция.
3. Миграция и процесс урбанизации.
4. Изучение миграции. Показатели размера миграции и ее интенсивности.
Практические навыки: научить студентов рассчитывать показатели миграции населения на основании статистических данных.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Практическое задание:







