Образовательные технологии. Формы и содержание практических занятий

Формы и содержание практических занятий

Содержание лекционного материала

Разделы дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах) для студентов очной формы обучения

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Общая трудоемкость (часы) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
Учебная работа В т.ч. активных форм Самостоят. работа
      Всего Лекции Пра-ктич.
  Введение в экономическую демографию             Контрольный тест, устный опрос
  Динамика численности и социальная структура населения             Групповая творческая работа
  Рождаемость и смертность как демографические процессы             Тест, письменный опрос по теме лекции, решение задач
  Брачность и процесс расторжения брака             Комплексный контрольный тест, устный опрос, решение задач
  Миграция и воспроизводство населения. Теория Демографического перехода.             Доклад по заданной тематике и его коллективное обсуждение. Индивидуальный устный опрос, решение задач
  Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла.             Индивидуальная контрольная работа
  Демографические аспекты потребления             Индивидуальный опрос
  Демографические аспекты занятости             Индивидуальный тестовый опрос, контрольный тест
  Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона.             Индивидуальный устный опрос. Итоговая контрольная работа
  Коллоквиум             Тест по 5 темам
  КСР              
  ИТОГО:              

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов

Раздел дисциплины Содержание раздела дисциплины Формируемые компетенции, Результаты обучения
  Теория народонаселения Объект, предмет и задачи демографии; методологическая основа демографии; структура демографии как науки; история демографии; динамику численности и социальная структура населения; основные демографические процессы (рождаемость, брачность, смертность, разводимость, миграция и воспроизводство населения) ОК-2 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные демографические проблемы страны; - основные понятия и категории, закономерности развития общества и мышления; - теории и практики изучения демографических процессов - социальную структуру населения, - основные демографические процессы Уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; - использовать различные статистические данные для проведения комплексного анализа и прогнозирования демографической ситуации. Владеть: - навыками использования методов анализа и прогнозирования демографической ситуации;
  Экономическая демография Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. Демографические аспекты потребления. Демографические аспекты занятости Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона. ОК-2 В результате освоения раздела дисциплины обучающийся должен: Знать: - структуру бюджета домохозяйств, демографические аспекты занятости населения; демографические аспекты потребления; - основные направления демографической политики России и других стран Уметь: - анализировать и интерпретировать данные проблемы; - применять знание демографических проблем в решении экономических задач; - использовать различные статистические данные для проведения комплексного анализа и прогнозирования демографической ситуации. Владеть: - методами логического и доказательного изложения материала; - навыками использования методов анализа и прогнозирования демографической ситуации; - навыками выявления связей между экономическими и демографическими явлениями и процессами; - навыками комплексного описания демографических процессов и проблем; - навыками разработки предложений по совершенствованию демографических явлений и процессов, разрешению демографических проблем.
Наименование лекционных тем Содержание лекционного материала Формируемые компетенции
1.1 Введение в экономическую демографию Общая теория народонаселения как совокупность общеметодологических и общетеоретических положений и концепций, объясняющих сущность происходящих в народонаселении процессов развития, их связь со всеми другими социальными процессами. Основные понятия общей теории народонаселения. Демография как часть знаний о народонаселении. История развития науки. Определение предмета науки. Современное видение системы демографических наук: теоретическая демография, история демографии, описательная демография, экономическая демография, историческая демография, моделирование социально-демографических процессов. Определение содержания и предмета экономической демографии. Традиционные представления об экономической демографии и современное понимание. Важнейшая задача экономической демографии - определение количественных зависимостей изменения экономических явлений и демографических процессов. Методы экономической демографии (общенаучные, статистические, математические, социологические, картографические, графоаналитические, собственно демографические). ОК-2
1.2 Динамика численности и социальная структура населения Изучение исторической эволюции динамики численности населения, изменений его состава, расселения и плотности. Социально-экономическая обусловленность скачкообразного изменения численности населения. Основные причины, влияющие на снижение и увеличения численности населения. Особенности территориальных и этнических изменений численности населения на Земле. Источники данных об изменении численности. Переписи населения как основной источник данных о населении. Информационные возможности переписей. Текущий учет естественного и механического движения населения. Выборочные демографические обследования, их значение и аналитические возможности. Социальная структура населения. Социально-экономическая, социально-демографическая, социально-политическая, профессионально-квалификационная, территориальная, этническая, образовательная структуры. Основные задачи экономической демографии в использовании данных о структурах населения. Предвидение будущего изменения как одна из задач демографии. Соотношение понятий перспективный расчет и демографический прогноз. Организация работы по решению задач перспективных расчетов численности населения (на уровне мира, страны, региона). Прогноз изменений в численности, структуре и размещении населения. Место демографического прогноза в системе социально-экономического прогнозирования. Виды прогнозов. Методы демографического прогнозирования. Степень точности демографических прогнозов. Экономическая оценка неопределенности демографического прогноза. Особенности проблемно-программного подхода, связанные с региональным демографическим прогнозированием. ОК-2
1.3 Рождаемость и смертность как демографические процессы Определение процесса рождаемости как составляющего воспроизводства населения. Социально-экономическая обусловленность рождаемости. Основные факторы и тенденции изменений определяющие процесс рождаемости. Смертность как процесс вымирания поколений, один из основных составляющих процесса воспроизводства. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на интенсивность процесса. Квазиэндогенная смертность. Понятие "избыточная смертность" для разных групп населения. Общие и частные показатели, описывающие процесс рождаемости. Основные количественные и качественные характеристики показателей рождаемости. Показатели смертности и продолжительности жизни. Количественные методы прогнозирования смертности. Продолжительность жизни как один из важнейших показателей социально-экономического развития страны. ОК-2
1.4 Брачность и процесс расторжения брака Определение брачности. Формы брака - культурологическая, историческая и экономическая обусловленность. Общие и частные показатели, описывающие процесс брачности. Таблицы сопряженности показателей брачности и рождаемости. Брачный и семейный состав населения - проблемы изучения и прогнозирования. Схема воспроизводства семейной структуры с учетом основных возрастных групп. Разводимость как демографический процесс убывания. Основные факторы и тенденции изменений. Перспективы разводимости в мире. Изучение зависимостей уровня разводимости и социально-экономического развития. Основные показатели, характеризующие процесс расторжения браков. Проблемы количественного и качественного изучения процесса. ОК-2
1.5 Воспроизводство населения. Теория Демографического перехода. Понятие режима воспроизводства в целом. Проблема определения содержания понятия "воспроизводство". Методы изучения воспроизводства поколения. Теория демографического перехода. Миграция - как составляющая процесса воспроизводства. Демографические характеристики процесса миграции. Типы, формы и виды миграции. Проблемы изучения миграционных потоков. Зависимость миграционных народнохозяйственных процессов. Влияние основных миграционных потоков на региональное развитие, причины и последствия их возникновения. Появление новых форм миграции и возможности учета последствий воздействия на социально-экономическое развитие. Миграционная политика. Показатели процесса миграции. Демографические структуры мигрантов. Показатели, отражающие процесс воспроизводства. Таблица соотношения показателей воспроизводства, рождаемости и смертности. ОК-2
1.6 Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. Бюджетное обследование семей. Методологические основы данного исследования. Возможности и ограничения использования данных бюджетного исследования. Понятие бюджета домохозяйства. Анализ использования баз данных ВЦИОМ и РМЭЗ для исследования бюджетов домохозяйств. Структура доходов и расходов семей. Характеристика доходной части бюджеты семьи. ОК-2
2.1 Демографические аспекты потребления Демографические особенности глобальных рынков. Глобальные демографические процессы, влияющие на потребление населения мира. Основы демографической сегментации международных рынков. Потребление в рамках домохозяйств. Выделение жизненных циклов домохозяйств и потребительских ориентаций. Влияние одиночества, детности, брачности на особенности потребления населения. Формирование разных потребительски ролей в рамках домохозяйств. Особенности потребления некоторых демографических групп. Гендерные особенности потребления. Природные, социальные и экономические факторы потребления. Возрастные особенности потребления. Нормы и сверх потребление. ОК-2
2.2 Демографические аспекты занятости Демографические характеристики трудовых ресурсов. Особенности возрастных характеристик трудовых ресурсов для разных регионов мира. Модели рынка труда и их связь с особенностями демографической структуры занятости. Основные демографические тенденции на глобальном рынке труда. Смена поколений и профессиональная мобильность. Возрастная структура населения - самостоятельный фактор динамики трудовых ресурсов. Инвертированные возрастные структуры. Факторы, влияющие на формирование инвертированной структуры населения. Показатели статистики трудовых ресурсов и их связь с экономическими показателями. ОК-2
2.3 Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона. Цели, задачи и принципы демографической политики. Концепция демографического развития. Приоритеты демографической политики. Меры демографической политики. Регулирование репродуктивного поведения в переходной экономике. Самые распространенные практики несоответствия демографического и экономического развития регионов. Последствия этих несогласований. Пути преодоления последствий демографического кризиса регионов. Разработка демографических программ (концепций) развития регионов. ОК-2
Наименование тем Формы и содержание Практических занятий Формируемые компетенции
1.1 Объект, предмет и задачи экономической демографии Семинарское занятие предполагает проведение контрольного тестирования, обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, которые студенты предварительно докладывают ОК-2
1.2 Динамика численности и социальная структура населения На семинарском занятии студенты выполняют групповую творческую работу (6 вариантов) с публичной защитой своей работы. ОК-2
1.3 Рождаемость и смертность как демографические процессы Студенты проходят мини-тестирование по теме семинарского занятия, после чего письменный опрос по лекционному материалу. Далее - заслушивание и обсуждение подготовленных вопросов для самостоятельного изучения или решение задачи (на выбор) ОК-2
1.4 Брачность и процесс расторжения брака Семинарское занятие предполагает проведение контрольного тестирования, устного опроса и решение задачи ОК-2
1.5 Миграция и воспроизводство населения. Теория Демографического перехода. Устный опрос, тестирование, обсуждение докладов на проблемные темы. Темы выбираются студентами предварительно, за 2-3 семинарских занятия до того и готовятся под контролем преподавателя. ОК-2
1.6 Бюджеты домохозяйств. Потребительские особенности домохозяйств на разных этапах жизненного цикла. На семинарском занятии студенты разбиваются на пары и выполняют контрольную работу по анализу бюджета домохозяйств (11 вариантов) с дальнейшей ее защитой. ОК-2
2.1 Демографические аспекты потребления Семинарское занятие на ДО проходит в форме индивидуального устного тестирования. ОК-2
2.2 Демографические аспекты занятости Семинарское занятие проходит в форме индивидуального устного опроса. ОК-2
2.3 Основы разработки демографической политики. Анализ соответствия демографического и экономического развития региона. На семинарском занятии студены заслушивают доклады по вопросам особенности проведения ДП в разных странах, а также выборочно представляют итоговые контрольные работы с описанием демографической ситуации в городах Кемеровской области ОК-2

Кроме традиционных видов проведения лекционных и практических (семинарских) занятий при преподавании экономической демографии используются активные формы.

Так, в ходе изложения лекционного материала проводится письменный блиц-опрос студентов, что позволяет отследить насколько внимательно и успешно студенты усваивают тему занятия. Такая форма контроля позволяет преподавателю оценить доступность изложения и своевременно внести необходимые коррективы, а также дисциплинирует студентов и постоянно заставляет следить за изложением лекционного материала.

Также часть лекционных и практических занятий проводятся в виде дискуссий, что позволяет повысить интерес и «включенность» студентов в обсуждаемую проблему или ситуацию.

Большинство практических занятий проводятся в активных формах.

Так, практическое занятие по теме «Динамика численности и социальная структура населения» предусматривает выполнение группового задания с дальнейшей его публичной защитой, обсуждением и выявлением победителя. Распределение призовых мест производится с учетом мнения экспертов («белого» и «черного») и «психолога», который оценивает степень сплоченности и правильности распределения функций внутри каждой группы. Эксперты и «психолог» выбираются из числа студентов группы преподавателем и должны предварительно подготовиться к такой форме проведения занятий. Данные проведенного анализа различных структур населения затем будут использованы при написании итоговой контрольной работы.

На практическом занятии по теме «Миграция и воспроизводство населения» ряд студентов под руководством преподавателя готовят материал для дискуссии по вопросам миграции населения под руководством преподавателя и представляют его для обсуждения (метод «коучинг»). Применение данного метода позволяет подготовить студентов (особенно не слишком успешных) к выступление на аудитории (выделить главные моменты, суметь заинтересовать), к возможной критике со стороны слушателей, а также повысить мотивацию обучающихся «Почему не смогу я, если смог кто-то другой?»

Практическое занятие по теме «Анализ бюджета домохозяйств» предполагает проведение контрольной работы в малых группах по 2 человека с устной защитой своей работы после 45 минут на подготовку (метод групповой атаки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: