Рис. 25. Схема системы маслоснабжения НПС
Назначение маслосистемы
Маслосистема НПС
Система маслоснабжения (рис. 25), предназначена для принудитель-
ной смазки и охлаждения подшипников скольжения и качения магистраль-
ных насосных агрегатов, работающих в системе нефтеперекачивающей
станции НПС.
В качестве смазки подшипников применяется турбинное масло мар-
ки Т П - 22 (л).
Система смазки магистральных насосных агрегатов состоит из рабочего и
резервного масляных насосов, маслопроводов, оборудованных фильтрами очи-
стки масла, рабочего и резервного маслобаков, аккумулирующего маслобака,
маслоохладителей и запорной арматуры.
Масло с основного маслобака забирается работающим маслонасосом
шестеренчатого типа (например, ШФ8-25А), проходит через маслофильтр, по-
дается на маслоохладители, откуда поступает на смазку подшипников магист-
ральных агрегатов и на заполнение аккумулирующего маслобака. В случае
отключения маслонасосов, масло под действием гидростатического давления из
аккумулирующего маслобака подается на смазку подшипников МА, обеспечи-
вая выбег насосного агрегата в течение 10 минут.
Температура масла в общем коллекторе перед поступлением на магист-
ральные насосные агрегаты должна находиться в интервале от +20°С до
+70°С, при превышении температуры масла на выходе из маслоохладителя
более +70°С, автоматически включаются дополнительные вентиляторы обду-
ва. При низкой температуре масла допускается работа маслосистемы, минуя
маслоохладители.
1 - шестеренный насос; 2 - маслобак; 3 - аппарат воздушного охлаждения
масла; 4 - бак аккумулирующий; 5 - трубопровод отводящий; 6 - трубопровод
подводящий; 7 - клапан обратный; 8 – маслофильтры
На НПС магистральных нефтепроводов используется два вида техноло-
гических насосов - подпорные и основные.
Основными насосами оборудуются основные НС ГНПС и ПНПС. Дан-
ные насосы предназначены для непосредственного транспорта нефти. Подпор-
ные насосы используются только на ГНПС (на их подпорных станциях) и
играют вспомогательную роль. Они служат для отбора нефти из резервуарного
парка и подачи ее на вход основным насосам с требуемым давлением (подпо-
ром), предотвращающим кавитацию в основных насосных агрегатах.
Современным типом основных насосов являются насосы НМ, которые
выпускаются на подачу от 125 до 10000 м7ч. Данные насосы имеют две конст-
руктивные разновидности.
Насосы на подачу от 125 до 710 м7ч секционные, трёхступенчатые
(рис. 26). Корпус их состоит из входной 1 и напорной крышек 4, к которым кре-
пятся узлы уплотнений торцевого типа и подшипниковые узлы 6. Заодно с
крышками отлиты опорные лапы насоса, входной и напорный патрубки. Между
крышками корпуса располагаются три секции 2 с направляющими аппаратами. В
каждой секции находится центробежное рабочее колесо. Крышки и находящиеся
между ними секции стянуты шпильками 3, проходящими вдоль вала насоса.
Рис. 26. Схема трёхступенчатого насоса типа НМ
Ротор насоса включает вал, насаженные на него три центробежных коле-
са 6 и одно предвключенное литое колесо типа шнек 7. Опорами ротора служат
подшипники скольжения с кольцевой смазкой. Охлаждение масла осуществля-
ется с помощью змеевиков, размещенных в корпусах подшипниковых узлов.
Через змеевики циркулирует вода или перекачиваемая нефть.
Ротор имеет гидравлическую разгрузку от осевых сил, осуществляемую с
помощью разгрузочного диска 5. Остаточные осевые силы воспринимаются ра-
диально-упорным шароподшипником.
Конструкция рассматриваемых насосов рассчитана на давление 9,9 МПа.
Поэтому они допускают последовательное соединение на более двух насосов на
подачу от 125 до 360 м7ч и не более трех насосов на подачу 500 и 710 м7ч.
Конструкция рассматриваемых насосов рассчитана на давление 9,9 МПа.
Поэтому они допускают последовательное соединение на более двух насосов на
подачу от 125 до 360 м7ч и не более трех насосов на подачу 500 и 710 м7ч. На-
сосы НМ производительностью от 1250 м7ч до 10000 м7ч спиральные одно-
ступенчатые (рис. 27). Корпус их имеет улиткообразную форму с разъёмом в
горизонтальной плоскости по оси ротора. Ротор состоит из вала и центробеж-
ного колеса двухстороннего входа 1, обеспечивающего ротору, благодаря своей
конструкции, гидравлическую разгрузку от осевых сил. Опорами ротора служат
подшипники - скольжения 2 с принудительной смазкой (под давлением). Не-
уравновешенные остаточные осевые силы воспринимает радиально-упорный
сдвоенный шарикоподшипник 3.