Камера (площадка) регулирования давления (КРД)
Работающих последовательно и параллельно
Рис. 22. Q-H характеристика нефтепровода и насосов,
Рис. 19. Последовательное соединение насосов
Насосные агрегаты и площадки агрегатных задвижек
Емкость для сброса энергии ударной волны
РИС. 18. Эпюры давления НПС
В качестве емкости могут быть использованы РВС-400, манифольд (ем-
кость, сваренная из труб), горизонтальные емкости подземной установки объе-
мом по 100 м3. Общий объем зависит от диаметра нефтепровода.
Для нефтепроводов диаметром 1220 мм - не мене 500 м3;
1020 мм - не менее 400 м3;
820 мм - не менее 200 м3.
Насосный агрегат (насос и привод) - основное оборудование на НПС. На
современных НПС агрегаты состоят из центробежных насосов типа НМ (неф-
тяной, магистральный) и электродвигателей типа СТД (синхронный трехфаз-
ный двигатель). Насос подключается к трубопроводу через приемную и
выкидную задвижки, между задвижками устанавливается обратный клапан,
обеспечивающий проток нефти при закрытых задвижках.
Соединение насосов между собой может быть последовательное
(рис. 19) и параллельно-последовательное (рис. 20-21). Q-H характеристика
нефтепровода и насосов, работающих последовательно и параллельно приве-
дена на рис. 22.
При последовательном соединении насосов увеличивается напор и произ-
водительность. При параллельном режиме работы производительность увели-
чивается (если включены параллельно два нефтепровода), напор остается без
изменений, т. е. параллельный режим работы насосных агрегатов используется
при работе НПС на два параллельных нефтепровода.
Рис. 20. Параллельно-последовательное соединение насосов (вариант 1)
Рис. 21. Параллельно-последовательное соединение насосов (вариант 2)
Для регулирования давления монтируются поворотные регулирующие за-
слонки. С помощью этих заслонок обеспечивается поддержание давления на
приеме ниже заданного исходя из условий прочности трубопровода.
Фундаменты под насос и электродвигатель могут быть раздельные или
общие, при блочном исполнении агрегата.
Насосы, будучи жестко связанны с технологическим трубопроводом не-
разъемными сварными или фланцевыми соединениями, устанавливаются на
фундаментах также достаточно жестко, без возможности их перемещений в
дальнейшем.
Электродвигатели имеют подвижный вариант установки, что позволяет
производить регулирование соосности валов и двигателей, необходимость в ко-
тором возникает в процессе эксплуатации.
При размещении оборудования в закрытом помещении большое внима-
ние уделяется пожаро- и взрывоопасное™, т. к. нефть и нефтепродукты к взры-
воопасным объектам класса В-2А. По этой причине компоновка насоса и
двигателя зависит от исполнения электродвигателя.
Если двигатель имеет взрывозащищенное исполнение типа СДТП (про-
дуваемое), то насос и двигатель располагаются в одном помещении, использу-
ются специальные вентиляторы, обеспечивающие подачу воздуха под крышку
электродвигателя.
В тех случаях, когда используют двигатель обычного исполнения, насосы
и двигатели устанавливаются в отдельных помещениях, отделенных стеной.
Насосный зал является взрывоопасным помещением, т. к. здесь устанавливает-
ся оборудование во взрывоопасном исполнении. В электрозале с помощью
подпорных вентиляторов создается избыточное давление.
При раздельной компоновке насосного агрегата применяются 2 способа
сочленения насоса и электродвигателя:
- без промежуточного вала, герметизация прохождения вала через разде-
лительную стенку обеспечивается сальниковым уплотнением;
- без промежуточного вала, герметизация прохождения вала через разде-
лительную стенку обеспечивается созданием воздушной завесы с помощью
безпромвальной вентиляции.
Давление воздуха в камере контролируется и при давлении ниже заданно-
го, идет команда на отключение НПС, т. к. нарушается герметизация между на-
сосным залом и электрозалом.
В последнее время для соединения насоса и электродвигателя широко
применяются упругие пластичные муфты, которые компенсируют смещение
валов насосного агрегата. Эта муфта передает без люфта вращательный момент
и компенсирует осевые, угловые и радиальные смещения.
Вопросы для самоконтроля
1. Узел подключения НПС.
2. Площадка фильтров-грязеуловителей.
3. Блок гашения ударной волны (БГУВ) типа Ар крон.
4. Емкость для сбора энергии ударной волны.
5. Насосные агрегаты.
6. Площадка агрегатных задвижек.
7. Два способа соединения насоса электродвигателя.