Философское представление о движении, пространстве и времени

Движение в философии понимается как любое, всякое изменение моментов объективной реальности. Такое понимание распространяется на любые уровни организации объективного мира и применимо к вещам, свойствам и отношениям вещества, энергии и отражения.

Ф. Энгельс (1820 - 1895), сформулировал пять форм движения: механическая, физиче­ская, химическая, биологическая и социальная. Эта класси­фикация учитывает эволюцию материи на макроуровне (кроме механической). Однако открытие микро­мира и мегамира внесло существенные коррективы в пред­ставления о структуре объективного мира. Сегодня естествен­ная наука предлагает следующую классификацию форм дви­жения по масштабам взаимодействия.

I. Микродвижение — квантово-механическое, слабое, силь­ное, электромагнитное.

II. Макродвижение — механическое, макрофизическое, хи­мическое, биологическое и социальное.

III. Мегадвижение — образование и эволюция галактик, Метагалактики, «расширение»,«пульсация» Вселенной и т. п.

Но и новая классификация оказывается во многом противоречивой. С точки зрения логики, она не имеет строго выдержанного единого основания в выделении форм движения: используется и «масштабный», и «организацион­ный», и «эволюционный» подходы. Современная космогония (наука о происхождении и развитии космических объектов) связывает процессы образования Метагалактики и галактик с микропроцессами, что никак не отражает приведенная клас­сификация. Кроме того, она не учитывает иерархичность в развитии, деление на низшие и высшие формы.

«Человеческое измерение» — это макромир, включающий указанные формы движения. Но нельзя не признать (не абсо­лютизируя этого воздействия), что микропроцессы имеют воз­можность мощно повлиять на саму основу нашего существо­вания. Вместе с тем связь с этими процессами социального взаимодействия не может быть непосредственной. Она всегда опосредуется макрофизическим, химическим и биологическим. Главные идеи классификации Ф. Энгельса (что делает эту классификацию мировоззренчески и методологически весьма конструктивной) остаются в силе и сегодня: 1) формы дви­жения качественно различны и не сводимы друг к другу; 2) формы движения взаимосвязаны и при определенных усло­виях переходят друг в друга; 3) различие между формами движения проводится как по уровню организации материи, так и по степени сложности форм движения: высшие пред­ставляют собой нечто, опирающееся на низшие формы, вклю­чающее их в себя (в преобразованном виде); 4) классифика­ция форм движения служит основой классификации наук.

Метафизика (антидиалектика):

1. Пытается редуцировать источник и причину всякого изменения либо к внешнему воздействию (как эктогенез - учение, рассматривающее биологическую эволюцию как результат изменяющего организмы воздействия условий среды), либо к внутреннему (как автогенез, объясняющий эволюцию организмов действием только внутренних факторов).

2. Абсолютизирует либо изменчивость мира, что ведет релятивизму, с позиций которого все относительно, нет ничего устойчивого, последующее состояние ни в чем не повторяет предшествующее; либо его устойчивость, что воплощается в отрицании всякого изменения в мире, что упраздняет движение как атрибут бытия, а тем самым, и само бытие.

Объективный идеализм постулирует в качестве источника и причины всякого изменения в мире активность сверхъестественного идеального начала (бог, абсолютная идея, мировая воля, абсолют и т.п.);

Субъективный идеализм абсолютизирует активную роль воли, чувства и мысли человека как субъекта изменения объективного мира (волюнтаризм Ницше, абсолютизация роли личности в истории и т.п.).

Диалектика:

Рассматривает единство внешних и внутренних (с ведущей ролью внутренних) детерминаций процесса изменения, предлагая этот подход как всеобщий метод познания;

Определяет процесс движения как единство устойчивости (покоя) и изменчивости, при конкретной относительности того и другого.

Диалектико-материалистический подход к классификации форм движения учитывает последовательность и иерархичность уровней организации материи в их естественном становлении, выделяя физическую, химическую, биологическую и социальные формы движения. Редукция (сведение) любой из этих форм к низшей является вариантом метафизики и называется механицизмом. Абсолютизация одной из этих форм в качестве самостоятельно и независимо существующей также выступает формой метафизического мышления, часто ведущей к идеализму (при абсолютизации биологической или социальной формы)

Пространство и время:

Антидиалектический подход, впервые использованный для характеристики сущности пространства Демокритом (V – IV вв. до н.э.) трактует и пространство, и время как нечто самостоятельно существующее, абсолютное. Отсюда представления о "незанятом", пустом пространстве, "в" котором и даже благодаря которому происходят все изменения. Абсолютизируя пространственные характеристики метафизически мыслящие ученые всерьез рассуждают об "искривленных пространствах" и о воздействии искривления пространства на объективные процессы.

Абсолютизация времени, отрыв его от материальных процессов, изменения которых оно характеризует, приводит к выводу о детерминации объективных процессов "чистым временем", о возможности путешествия "во времени".

Диалектическая связь пространственно-временных характеристик объективной реальности с самой этой реальностью впервые была показана в неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевского /1792 -1856/, (для пространственной характеристики), а окончательно доказана теорией относительности А.Эйнштейна /1879 —1955/.

Необходимо отличать перцептуальные (то, что дается в ощущении), концептуальные (то, что представлено в теории, отражающей лишь какой-то аспект рассматриваемого явления, как, например, в геометриях Эвклида /III в. до н.э./, Лобачевского и Римана /1826 — 1866/) и объективно-реальные пространственно-временные характеристики. Смещение и отождествление этих трех "ипостасей" ведет либо к объективному, либо к субъективному идеализму.

Резюмируя сказанное можно предложить следующие определения:

Пространство есть атрибут материи, представляющий сово­купность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов,— их расположение друг относительно друга, относительную величину и конфигурацию.

Время атрибут материи, отража­ющий относительную последовательность изменений состоя­ний материальных систем и длительность их существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: