Налогообложение недвижимости и сделок с недвижимостью входит в общую налоговую систему страны и выполняет важную роль в реализации как фискальной, так и регулирующей функций налогов.
Собственно налоги на недвижимость относятся к числу т.н. реальных налогов, (т.е. налогов на имущество). В то же время доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, облагаются личными налогами (т.е. налогами на доход).
Имущественные налоги традиционно составляют высокую долю в доходной части бюджетов местного (муниципального – районы, города, общины) и регионального (штаты, земли, графства, области) уровня.
Так, в США налоги на недвижимость составляют до 75% доходов местных бюджетов, в Канаде - до 80%, в Голландии – даже до 95%. Существенна доля налогов на недвижимость и в доходах государственного бюджета (Канада – около 7%, США – более 14%). Вместе с тем, следует заметить, что доля налога на недвижимость в доходах местных бюджетов может различаться весьма значительно. Так, например, в США есть города, где доходы бюджета почти на 100% зависят от налога на недвижимость (до 97-99%) и есть города, где бюджет минимально зависит налогов на недвижимость (5-10%). Очевидно, что и та, и иная ситуация не может быть признана нормальной: источники доходов бюджетов должны быть диверсифицированы, и в то же время, доля ф)например,) ых существеннот
|
|
Преимущества налогообложения недвижимости во многом связывают с тем, что оно является устойчивым каналом формирования доходов бюджета, в связи с двумя обстоятельствами:
· сложностью сокрытия объекта налогообложения;
· относительно слабой зависимостью налоговых поступлений от колебаний доходов населения и фирм.
Существуют и иные соображения, обуславливающие необходимость существования налогообложения недвижимости.
Во-первых, поскольку в основном налоговые платежи поступают в местные бюджеты, подобный вид налогообложения является своего рода платой за те местные общественные услуги, которые получают собственники облагаемой налогом недвижимости.
Во-вторых, налоги на недвижимость играют и перераспределительную роль, исходя из предпосылки, что обладатели большей собственности обладают большими финансовыми возможностями и относятся к более высоким по уровню достатка слоям населения, нежели собственники меньшей собственности.
Налогообложение недвижимости может сыграть важную роль в регулировании деловой активности на территории того или иного региона, муниципального образования. Снижая или повышая налоги на недвижимость, органы государственного и муниципального управления могут создавать более или менее привлекательные условия для инвестирования и за счет этого обеспечивать распределение и перераспределение потока инвестиций по территории.
|
|
Эффективность налогообложения недвижимости во многом определяется уровнем развития сопутствующей инфраструктуры. Система налогообложения недвижимости может нормально функционировать только при наличии систем учета недвижимости, регистрации прав на недвижимость и оценки недвижимости. Каждое из этих звеньев выполняет свою функцию:
· система учета недвижимости обеспечивает налоговую систему необходимыми данными об объектах налогообложения;
· система регистрации прав на недвижимость позволяет идентифицировать объекты недвижимости и субъекты прав на них (налогоплательщиков);
· система оценки недвижимости необходима для определения налогооблагаемой базы при налогообложении недвижимости.