Чего растения хотят

К вопросу о желаниях и возможностях

<span class="little">Нельзя дать всем все, ибо всех много, а всего мало.</span>

<span class="little">Иллюзия</span>

В любой книжке по овощеводству вы найдете гору рекомендаций и наставлений: что делать, как делать и когда делать. Почти каждый дачник знает все это наизусть. Посему я не буду просвещать вас по поводу агротехники. Я в ней не силен, а сочинять рекомендации – не приведи Бог. Они все равно почти не дают эффекта: на практике невозможно в точности повторить все, что делал автор, и условия у него были совсем не те, что у нас. И выходит, что растения наши изрядно далеки от процветания, и вырастают в большей степени благодаря собственному жизнелюбию, нежели нашему участию.

Мы читаем учебники, но остаемся поразительно нечуткими: что-то делаем, не спросясь, и уходим, не услышав ответа. Мы игнорируем растения, считаем их бессловесными. Прочел – вскопал, усадил, поливаешь, опекаешь – «сгорэло» – не судьба! А добрые дяди придумывают мораль о трудолюбии и заодно обязательно о величии Человека. И мы не понимаем, как мало осознаем. Вынули муравья из муравейника, а он продолжает палочку тащить кругами. Мы и рады: глянь, дурашка, не соображает. Инстинкт! А дурашка каждое лето наши деревья тлей засаживает и без напряга отнимает у нас три четверти урожая. Ну и кто для кого дурашка?..

Если совсем серьезно, человек – единственное существо в природе, которое может делать что-то без всякой цели, не понимая, что получится, и часто против себя самого. Иногда я пытаюсь представить себе, как мы выглядим в глазах обитателей наших дач. В пору прямо сгореть от стыда.

Главное, что мы должны выяснить, чтобы сделать растения своими партнерами: чего они хотят и что они могут. Не понимая, чего они хотят, нельзя дать им нужное. Не понимая, что они могут, нельзя использовать все их возможности себе на благо. Следующая глава – просто наблюдения, опыт и факты. Ее цель – дать вам пищу для более внимательного разглядывания тех, кого вы выращиваете, и побудить вас не только говорить им, но и видеть их ответы.

<span class="little">Ежик – птица гордая. Пока не пнешь – не полетит.</span>

<span class="little">Юный Ч. Дарвин.</span>

Считается, что максимум света, тепла, влаги и воздуха – это все, что растению нужно для наивысшей отдачи урожая. Вся агротехника направлена на создание этих условий. Но вместо урожаев часто получается ботва и солома. Здесь мы также сталкивается с очень авторитетным научным мифом нашего века. Вот этот миф: чем лучше условия, тем выше урожай. Это далеко не всегда так.

Создание условий – только одна часть успеха. Иван Евгеньевич Овсинский обнаружил вторую: «...Растения самостоятельны и развиваются часто в нежелательном направлении. Они вольны регулировать – отдать предпочтение развитию тела или формировать органы размножения...» Далее мысли Овсинского чередую со своими комментариями.

Еще раз повторю: цель растения – бесконечное выживание. Оно чувствует среду, реагирует на воздействия, растет или размножается, и в каждом случае само решает, что и как лучше делать для продолжения жизни. И вот деревья на наших дачах жируют и не плодят; виноград, попав в рай индийского климата, заплетает всю усадьбу, но почти не дает ягод; хлеба на жирных влажных полях прут в солому, но дают мало зерна; корнеплоды же, наоборот, вопреки желанию хозяина вдруг стрелкуются, салат или капуста зацветают. «...Растения самобытны. И надо указать, где имеется несовпадение их самобытности и цели хозяина».

«Деятельная самобытность» растений состоит в том, что в хороших условиях они мудро наращивают массу, а при ухудшении условий мудро спешат оставить потомство. Наша задача – мудро этим пользоваться.

«Отвращение растений к образованию семян объясняется тем, что процесс этот значительно истощает растения и иногда становится даже причиной их смерти... Поэтому в хороших условиях растения часто развивают только тело. Но если условия плохи, стремятся уйти от них с помощью семян и плодов».

«Недовольство своим положением, страдания – вот причины, по которым цветы цветут и производят семена... Мы, убежденные в том, что природа весною улыбается нам цветением, должны знать, что причина этой улыбки есть боль».

«Хозяин должен употребить известные средства, которыми можно заставить растения цвести и плодоносить, потому что без этого и самая лучшая почва и удобрения будут ни к чему... Растения неимоверно чувствительны к тем пыткам, которым подвергает их человек, и мстят ему за них – цветами и плодами. Наоборот же, растения, возделываемые не ради семян (плодов), садовнику следует воспитывать по возможности в условиях самых благоприятных».

Представляете? А ведь известно, что самые большие урожаи – после засух. Например, в 1998 году деревья заложили просто тьму плодовых почек. Посев в холод – лучше кущение, больше зерна. Более плодовитые растения получаются из старых и пересушенных семян плодовых овощей: бахчевых, огурцов, томатов, перцев, баклажанов. В теплицах мы прогревали их 70 часов при 80° С.

Наша задача: не ухудшать условия этим овощам, а добавить к хорошим условиям «известные средства» для побуждения их к плодоношению. Овсинский использовал для этого хитрую схему посева: в ряду растения теснил, а междурядья расширял, «...чтобы обеспечить растения нужным количеством света и как бы заохотить их, к образованию тяжелого зерна в надежде, что оно тут же упадет на свободное пространство». Клубника, посаженная таким способом, заметно увеличивает урожай. То же мы видим и при ярусном совмещении овощей в грядке. С этой же целью прищипываются огурцы, томаты, дыни и тыквы, ограничивается полив во время плодоношения. Для этого я гну ветки, кольцую и бороздую деревья, делаю летнюю обрезку молодых побегов, прищипку и кольцовку винограда. Думаю, втыкание медной проволочки в стебли томатов и огурцов тоже усиливает плодоношение. Мы найдем еще массу способов внушить растениям, что «свобода есть осознанная необходимость». Итак, учитывая мнение растений, нам следует:

1) неплодовым растениям создавать наилучшие условия для жизни. Ясно: выращивая салаты, зелень, капусту, лук, корнеплоды и картошку, не обойтись без органики, воды и мульчи. Все это нужно специально устраивать.

2) плодовым растениям, кроме хороших условий, разными способами "сообщать" о том, что их первейшая задача - дать больше плодов. Эти способы мы рассмотрим в следующих главах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: