Дзэн-буддизм

На формирование этнической психологии японского народа повлияло особое географическое положение Японии.

Страна восходящего солнца расположена на 4 тысячах островов, омываемых Тихим океаном и морями, из них: 4 крупных: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Имеет 150 вулканов, из которых 40 действующих. Японию ежегодно потрясает около 1,5 тысяч землетрясений, через ее территорию проходит 10-15 тайфунов, убытки от которых нередко более значительные, чем от землетрясений.

Япония – страна гор, занимающих 80% территории всей страны. Здесь нет важнейших собственных природных ресурсов (нефти, газа, металлов). Здесь сильная тропическая влажность и недолговечность вещей. Японцы живут на земле, которая постоянно движется, угрожает, разрушает. Спасает японцев красота. Природные условия оказали немаловажное воздействие на формирование эстетических критериев японского народа. Природа Японии разнообразна и красива, однако в ней сочетаются и мягкость, и жесткость.У японцев ярко выраженный тип восточного менталитета. Основа японского национального характера – развитое эстетическое чувство и чувство гармонии. Именно культ красоты помогает воспитывать такую личность, которая в состоянии преодолевать экстремальные условия географической среды, дефицит природных ресурсов.

Становление психологического склада японского народа, его религиозного мировоззрения, эстетических идеалов происходило в древности. Древняя национальная религия японцев Синто или Синтоизм. Мы вынуждены вкратце остановиться на этом, чтобы потом был понятен дзэн-буддизм.

Название религии «синто» состоит из двух иероглифов: «син» и «то». «Син» - божество, «то» - путь. Таким образом, дословный перевод «синто» - «путь богов». Синтоизм, как называют европейцы, это национальная, языческая религия японцев. Основу ее составляет культ предков и поклонение силам природы. Боги именуются ками. Ками (боги) незримо присутствуют везде. Говорят, что в Японии 8 млн. божеств.

В синтоизме сохранились: тотемизм, фетишизм, магия. Ритуалы сохранились фактически без изменений. Отсутствуют четкие различия между людьми и ками. Люди произошли непосредственно от ками и могут переходить в разряд ками после смерти. Синтоизм не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.

Место о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек «запачкался», т.е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. В синтоизме нет учения об аде, рае, страшном суде, о загробном мире. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Мир реальный рассматривается ими как самый лучший из миров. Не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. Исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своем обряды не рассматриваются как проявления религиозности.

Человек рассматривается в синто как часть природы. Жизнью и всем с нею связанным необходимо дорожить (жизнеутверждающее мировосприятие).

Первые идеи чан-буддизма пришли в Японию из Китая в 8-9 вв. н.э., а с 12 века на Японских островах возникло несколько дзэнских школ. Жизнеутверждающее мировосприятие оказало влияние на характер буддизма в этой стране. Большинство японских буддийских школ в отличие от индийских и китайских ориентируют человека на поиски спасения именно в его земной жизни. Синтоизм и буддизм бесконфликтно сосуществовали, так как основа синтоизма – обрядность, а буддизм был сосредоточен на внутреннем мире человека. Синтоистские боги были объявлены покровителями буддизма. Буддийское учение, в свою очередь, помогает японским богам спастись. На территории синтоистских храмов сооружались буддийские часовни, и буддийские тексты читались непосредственно перед алтарем синтоистских святилищ. Затем, в синтоистских храмах появились изображения, заимствованные из буддизма. Так возникли смешанные синто-буддийские учения.

Буддизм проник в Японию в то время, когда у японцев уже было время глубокого общественного кризиса, жестоких междуусобиц, падение авторитета императорской власти, выдвижения на первый план воинского сословия – самураев. Самураи – верные князю (сёгуну), призирали смерть и страдания, были готовы к любым лишениям. Самураи принадлежали к господствующему сословию. Религией господствующего класса становится буддизм. Вначале учение дзэн строго копировало китайское чань. Позднее пришлось учитывать и местное влияние синтоизма. Так постепенно формируется разновидность буддизма – дзэн-буддизм. Буддизм не был популярен среди крестьян. Они придерживались синтоизма. Однако на протяжении столетий дзэн стал религией господствующего класса.

С IX в. до XIX в. буддизм являлся официальной государственной религией Японии. До начала XYIII в. в Японии была военно-феодальная диктатура. К этому времени она исчерпала свои исторические возможности и назрела необходимость перемен в обществе и восстановления законной власти императора. Синтоистские теоретики развивают императорский миф. Синтоистская мифология соединяется с конфуцианской этикой (подчинение вышестоящим, сыновняя почтительность). Основные положения нового учения сводятся к следующему: небесные боги продолжают жить во всех японцах и действовать через них. Император – живое воплощение богини солнца - Аматэрасу – почитается наравне с богами. Япония рассматривается как государство-семья, в которой император и подданные связаны родственными узами и взаимной любовью. Непрерывность императорской династии, божественный дух японского народа определяют особое назначение Японии и превосходство ее над другими странами.

В результате незавершенной революции Мэйдзи (1867-1868 гг.) императорская власть была восстановлена. Император официально был признан живым богом. Правительственным указом буддизм был отделен от синтоизма, и подвергнут гонениям. Теперь синтоизм стал государственной религией Японии. Но это длилось не долго - с 1868 до 1882г. Все-таки господство дзэн-буддизма на протяжении практически тысячелетия оставило свой след. В 1882г. правительство страны провозгласило свободу вероисповедания. При этом синтоизм сохранял за собой статус официального ритуала и идеологии. Учение о национальной исключительности отныне стало обязательным для преподавания во всех учебных заведениях Японии. Был введен ритуал поклонения императору. Сегодня каждый японец синтоист, но ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. Еще раз повторимся, что исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своем обряды не рассматриваются как проявления религиозности.

Итак, учение дзэн-буддизма зародилось в Японии с 8 века.

Слова «я не знаю» - лейтмотив погружения в дзэн. Мир переменчив; истина, не познаваемая умом, постоянно ускользает, хотя кажется – вот она, рядом, и еще немного, и она откроется ищущему.

Когда-то Дамо оставил одну из основных истин чань-буддизма: «Передавайте учение вне слов». Однако, самая древняя история о символической безмолвной передаче учения восходит ко временам Будды – Сиддхартхи Шакьямуни. Однажды ученики Будды попросили его развернуть перед ними «величественную гирлянду цветов учения». Но тот, вместо проповеди лишь едва заметно указал глазами на цветок, находящийся у него в руках. Никто не заметил этого. Только близкий ученик Будды воспринял и понял этот знак учителя, и едва заметно улыбнулся ему в ответ. Из этой «цветочной проповеди» Будды выросла впоследствии целая традиция передачи дзэн с помощью знаков, намеков и «уловок». Особенно яркое выражение это нашло в дзэнском искусстве, все виды которого побуждают к постижению своей истинной природы, подталкивают к Просветлению.

Число разнообразных творческих проявлений дзэн колоссально. Это и строительство чайных домиков и чайная церемония. Это и разбивка своеобразных садов; создание «сухих садов»; искусство икэбаны; дзэнская живопись и каллиграфия (текст представляет собой своего рода картину); музыкальный дзэн, стихосложение и многое другое.

Если в Китае чань-буддизм проповедует отказ от многих ритуалов, чисто интуитивное постижение истины, то в Японии дзэн, наоборот, ритуализирован. Мир самурайской культуры был глубоко символичен. Каждый жест, поворот головы и т.д. исполнены внутреннего смысла. Все имеет символическое значение. Боевые искусства Японии: кэндо, айкидо, каратэ, сумо и мн. другие носят театрализовано-игровой, ритуальный характер, хотя большинство на Западе, незнакомые с историей формирования боевых искусств, воспринимают их именно как «искусство боя». Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: