Основные направления, течения и секты в исламе

Пока был жив пророк Мухаммед, ему принадлежала верховная политическая власть в Арабском халифате. Он был халифом. После его смерти на посту халифа, заместителя пророка, были:

1. Абу Бакр (632-634 гг.).

2. Омар (635-644 гг.) – был убит собственным рабом

3. Осман (644-656 гг.) – был убит родственниками Али

4. Али (до 661 г.) – зять и двоюродный брат пророка Мухаммеда. Был убит представителями династии Омейядов из племени курейшитов.

Ислам вначале представлял собой единое и цельное учение, не знавшее сект. Первый раскол в исламе произошел во второй половине YII века, в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шииты – стала настаивать на исключительном праве потомков пророка, алидов (т.е.наследников Али и Фатимы), на высшую духовную и светскую власть. Со временем в исламе возникло немало различных течений и сект.

В результате первого раскола, в исламе появились сунниты и шииты. Одни были сторонниками халифата, другие - имамата.

Халифат – концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они считали, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину. Будущий халиф должен быть из высшей категории мусульманских богословов-законоведов, из племени курейшитов. Должен быть справедливым, мудрым, смелым и заботиться о благе подданных. Халиф не может передать власть по наследству или своей волей назначить преемника.

Имамат – государственная власть имеет божественную природу и должна принадлежать лишь родственникам пророка: потомкам Али, Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), то есть святым имамам, а также их родственникам. Близкие родственники пророка считали, что власть в исламском государстве должна передаваться прямым наследникам Мухаммеда; создали свою партию шиитов. Осман был убит, и четвертым халифом был провозглашен Али – двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али положил начало имамату.

Сунниты Шииты
Сунна (с ар. – образец, пример). Сунниты – принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране, а также следуют и традиции, Сунне – второму после Корана источнику мусульманского вероучения. В нем содержатся изречения и описания деяний Мухаммеда. Шииты (шиа с ар. приверженцы, партия, секта). Шииты, как и сунниты, признают авторитет Корана, а Сунну признают не целиком, выборочно. В Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых является четвертый халиф Али. Вместе с тем шииты имеют собственное «священное писание» – ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.
Признают законными преемниками всех четырех халифов: Абу Бакра, Омара, Османа, Али. Отрицают особую святость Али. Признают законными преемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины (имама) только четвертого халифа – Али и его потомков.Али у шиитов почти равен по значению Мухаммеду. Всего шииты признают 12 имамов после Али, причем 12-й – тайный, скрытый (по традиции он таинственно исчез, но явится перед страшным судом).
Суннитские богословы не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функции сводятся прежде всего к толкованию священных текстов. Высшие шиитские богословы пользуются правом выносить самостоятельные суждения по наиболее важным религиозным, правовым и общественным вопросам.
В YIII –IX вв. в среде суннитов возникло мутазилитское течение. Они признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. С YII по XX век среди шиитов выделилось множество направлений и сект. В основном расхождения были связаны с признанием или непризнанием тех или иных имамов. Секты назывались по их именам: - Зейдиты - Исмаилиты - Друзы - Имамиты - Алавиты - Хашишийя (ассасины) - Суфизм - Ваххабиты - Бехаиты - Ахмадины
Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует. Помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке. Шииты преобладают в Иране, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. В других странах – Пакистане, Афганистане, Индии, Сирии, Азербайджане, Таджикистане – их меньшинство. Авторитетные религиозные деятели шиитов почетно называются аятоллами (букв. знамение Аллаха).

Кроме суннитов и шиитов, в исламе в средние века появилось третье направление – хариджиты (с ар.вышедшие, отколовшиеся ). Они считали, что высокий пост халифа могут занимать лишь самые ревностные, достойные и выдающиеся адепты веры – независимо от их происхождения, вплоть до недавно обращенных рабов из числа пленных иноплеменников. Они выступали за строгость в вопросах веры и культа, за очищение не только телесное, но и духовное, за чистоту совести и беспощадность к согрешившим. Они осуждали роскошь, резко выступали против развлечений – музыки, игр, вина. Их целью, особенно вначале, было создание государства высшей справедливости.

Восстания хариджитов безжалостно подавлялись, а вскоре и среди самих хариджитов произошел раскол. Сторонники ибн-Ибада стали называться ибадиты. Осели они в районе Омана, который с YIII в. и до наших дней является оплотом мусульман этой секты. Часть ибадитов переместилась в северную Африку. Сторонники хариджитов-ибадитов и поныне являют собой влиятельное религиозное меньшинство в ряде стран Магриба.

Три основных направления в исламе:

1. сунниты (сегодня их 90% верующих мусульман)

2. шииты (сегодня их 8%)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: