Основные категории

Понятие закона. Динамические статистические закономерности

Детерминизм и индетерминизм.

1. Детерминизм и индетерминизм.

Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онто­логический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упо­рядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare» — определять, отделять. Первоначальные пред­ставления о связи между явлениями возникли в силу особенно­стей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга. Это обы­денное наблюдение нашло выражение в древней максиме: нич­то не возникает из ничего и не превращается ни во что.

Совершенно верные и адекватные представления о взаим­ной связи всех явлений и событий в философии XVII—XVIII вв. привели к неверному выводу о существовании в мире тоталь­ной необходимости и об отсутствии случайности. Такая фор­ма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимо­связи и взаимодействий как механические и отрицает объек­тивный характер случайности. Так, например, один из сторон­ников этого типа детерминизма Б. Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостат­ка наших знаний о нем. А другой ученый XVIII в. П. Лаплас утверждал, что если бы мы были осведомлены обо всех явле­ниях, происходящих в данный момент в природе, то смогли бы логически вывести все события будущего. Следствием механи­стического детерминизма является фатализм — учение о все­общей предопределенности явлений и событий, которое фак­тически сливается с верой в божественное предопределение.

Проблема ограниченности механистического детерминиз­ма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в кван­товой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможным описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоции­роваться с детерминизмом вообще. Как писал физик М. Борн, «утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необоснованно. Действительно, новая физика отбро­сила или видоизменила многие традиционные идеи; но она пе­рестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений». Причинность, таким образом, не изгоняется из нау­ки, просто изменяются представления о ней, следствием чего является трансформация принципа детерминизма.

Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активиза­ции индетерминизма. Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и события­ми всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий ха­рактер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких при­чин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма про­ходит через всю историю философии. Например, в философии Нового времени наряду с детерминизмом Б. Спинозы суще­ствовала индетерминистическая концепция Д. Юма, сводяще­го причинность к понятию привычки человеческого ума свя­зывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам че­ловеческой свободы, к изучению бессознательной психики, отказавшейся от отождествления личности только с ее разум­ной ипостасью, позиции индетерминизма усилились. Индетер­минизм стал крайней реакцией на понимание связи между яв­лениями только в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и праг­матизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в культуре предлагается прин­цип индетерминизма.

Современное представление о детерминизме российские авторы П. Алексеев и А.Панин конкретизируют в следующих принципах:

S принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий;

S принцип причинности;

S принцип многообразия типов детерминации;

S принцип закономерности отношений обусловливания.

Первый принцип — взаимосвязи явлений — носит общий ха­рактер и фиксирует наличие связи между явлениями мира, их неизолированность друг от друга.

Принцип причинности — центральный; он устанавливает наличие между всеми явлениями и событиями мира отноше­ний причин и следствий. Однако отождествление причинности и детерминизма, характерное для классической философии, яв­ляется ошибочным, поскольку сводит представления о всеоб­щей связи между явлениями только к одному их типу. Сущ­ность принципа причинности заключается в утверждении существования таких связей между явлениями, при которых одно из явлений обусловливает возникновение и развитие дру­гого, определяя его свойства.

Границы между причиной и условиями относительны, в некоторых случаях причина и условия меняются местами.

Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия: причинность и необходимость, упуская из виду слу­чайное. Современный детерминизм признает объективный ха­рактер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Необходимые события имеют своим фундаментом существенные свойства и отношения объектов и происходят всегда определенным обра­зом. Случайные события могут произойти или не произойти, проявление случайности зависит от целой совокупности несу­щественных условий. Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.

Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями не может быть сведено к отношениям причинности. При этом не отри­цается, что каждое явление имеет свою причину. Выделение других форм детерминации связано с пониманием того факта, что отношения порождения, характеризующие причинность, не являются единственными.

Непричинные отношения — это такие взаимосвязи между явлениями, при которых отсутствует отношение порождения. Основными непричинными типами детерминации являются следующие:

-S функциональные связи, при которых явления и события сосуществуют во времени, связь между ними необходима, но отношения генетического порождения нет. Примером функци­ональной связи является отношение между, массой и энергией, выражаемое известной формулой Е = mс2. Ни масса, ни энер­гия не порождают друг друга, но между ними установлена все­общая и закономерная связь;

-S связь состояний, отношение, существующее между раз­ными состояниями одного и того же объекта, при таком типе связи также отсутствует отношение порождения, но существу­ет легко выявляемая закономерность;

-S вероятностная детерминация, определяющая степень близости возможного, потенциального бытия, к действитель­ному — актуальному. Этот тип детерминации, в отличие от причинной, не является однозначным, в каждый момент вре­мени существуют несколько вариантов развития ситуации, и реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия;

- структурная детерминация, отношение между частью и целым в сложноорганизованных системах;

-S целевая детерминация, особый тип детерминации в об­ществе и культуре, связанный с целеполагающей деятельнос­тью человека; обратное воздействие следствия на причину осу­ществляется так, что информация о достигнутом состоянии (следствии) корректирует и регулирует дальнейшее изменение системы, т.е. становится причиной. Таким образом, цель дея­тельности является одной из причин этой деятельности.

2.Понятие закона.

Динамические статистические закономерности

Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает закономерный, упорядоченный ха­рактер отношений детерминации. Именно это суждение выра­жает суть принципа закономерности. Центральная категория этого принципа — закон.

Закон понимается как объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и со­бытиями. Объективность закона означает, что связь между явлениями не зависит от воли и сознания человека. Существен­ность характеризует закономерные связи как связи на уровне сущности. Необходимость закона свидетельствует о том, что закономерная связь действует всегда, когда для этого есть ус­ловия. Повторяемость говорит о том, что закон есть выраже­ние некоторых постоянных процессов, проявляющихся на про­тяжении всего времени существования явления. Всеобщность означает, что закономерная связь охватывает все случаи дан­ного типа. Закономерной является только такая связь, кото­рой присущи все вышеперечисленные характеристики, а не одна или несколько из них.

Любой закон имеет ограниченную сферу своего действия. Например, распространение законов механики, вполне оправ­дывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы в микромире подчи­няются другим законам.

Проявление закона зависит также от конкретных условий, в которых он реализуется, изменение условий может усилить или, напротив, ослабить действие закона. Действие одного за­кона корректируется, и видоизменяются другими законами.

Особенно это относится к историческим и социальным зако­номерностям. Действие конкретных условий и других законов может выражаться в том, что закон проявляется в виде тенден­ции, т.е. действует не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. Однако следует отметить, что тенденции также носят объективный и необходимый характер.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное коли­чество форм и типов законов, которым подчиняются изме­нения в действительности. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам дей­ствия — законы природы, общества или мышления; по меха­низмам и структурам отношений детерминации — динамичес­кие и статистические и т.п.

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют уста­новить точно определенную связь между отдельными состоя­ниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однознач­ный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерми­низм абсолютизировал динамические закономерности, рас­сматривая их как абсолютные. Утверждалось, что, зная состо­яние объекта в исходный момент времени, можно определенно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динами­ческим законам. Потребовалось введение иного типа законо­мерностей — статистических.

Статистические закономерности проявляются в массе яв­лений, имеют форму тенденции. Эти законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние инди­видуального объекта лишь с определенной долей вероятнос­ти. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому харак­теризует их поведение в целом. Необходимость в статистичес­ких закономерностях проявляется через действие множества случайных факторов. Этот тип законов иначе называют зако­нами средних величин. Статистические закономерности, так же как и динамические, являются выражением детерминизма. Пример статистических закономерностей — законы квантовой механики и законы в обществе и истории.

Понятие вероятности, фигурирующее при описании стати­стических закономерностей, выражает степень возможности, осуществимости явления или события в конкретной совокупности условий

3.Основные категории.

1) Причина и следствие.

Основные условия взаимосвязи X и Y причинно-следственных явлений:

1)производительность – причина X порождает следствие Y.

2)последовательность во времени - причина X должна произойти раньше, чем следствие Y.

3)многоразовость – при равных условиях причина X всегда породит следствие Y.

4)ассиметричность – если X порождает Y, то Y не может породить X, не

может одновременно выступать причиной X.

5)причинно-следственное взаимодействие – если причина X породила следствие Y, то Y может выступать причиной для А, С и т.д.

Итак, причинно-следственное взаимодействие должно быть конкретизировано в следующих случаях:

1) причинное взаимодействие происходит лишь при определенных условиях, то есть переносит движение с одного объекта на другой. Необходимо отличать условия и причину. Условия лишь создают возможность возникновения следствия. А для превращения возможности в действительность необходимо активное начало – причина.

2) причиной и следствием является не просто какие-то объекты, а их изменения. В качестве причины выступает изменение одного объекта, а в качестве следствия – изменение второго объекта.

3) элементарное причинное звено является только частью причинной цепи. В материальном мире существует не одна причинно-следственная цепь, а множество. Эти причинные цепи могут пересекаться, а на их месте образуется новая цепь.

4) до сих пор предполагалось, что причина изменения находится в другом объекте. На самом деле изменение объекта лишь частично зависит от взаимодействия другого объекта, но, кроме того, зависит от содержания самого себя.

Причина – это совокупность всех условий, необходимых для того, чтобы данное следствие появилось. Эта позиция называется кондициализм.

Вывод: реальная причина выступает как взаимодействие внешних и внутренних причинных факторов. В материальном мире объекты взаимодействуют. Категория взаимодействия отражает процесс порождения реактивных причин.

2)Необходимость и случайность.

Еще со времен Демокрита считалось, что необходимость имеет причину, а случайность – это то, причина чего нам не известна.

Необходимым называется то, что обусловлено всем ходом предшествующего развития, вытекает из самой сущности предмета. Необходимым называют такие явления, существование которых обусловлено внутренними причинами.

Случайное – это то, что не обусловлено ходом предшествующего развития, не вытекает из природы элементов. Случайное – это то, что может быть, а может и не быть.

Необходимость и случайность неразрывно связаны.

Основные условия взаимосвязи необходимости и случайности:

1)Случайность – это форма выражения необходимости. Через случайные события, явления необходимость «пробивает» себе дорогу как некоторый общий результат, как тенденция, как закономерность.

2) Случайность – это дополнение необходимости.

3) Случайное (неповторимое) может стать общим, типичным явлением в изменившихся условиях и стать необходимым.

Содержание и форма.

Содержание – это совокупность элементов, которые составляют данную вещь, явление. Элемент – это простейшая форма, на которой может быть разработано содержание.

Форма – это способ организации и существования определенного содержания. Относительно устойчивая связь элементов содержания какой-либо вещи называется структурой.

Содержание и форма – противоположны, но находятся в диалектическом единстве.

1) Содержание определяет форму, а форма как способ организации зависит от него. Поэтому всякое изменение содержания вызывает соответствующее изменение формы, но не всякое изменение формы характеризует изменение содержания.

2) Содержание более подвижная, изменчивая сторона предмета, а форма более устойчивая.

Итак, содержание и форма находятся в единстве, а их противоположности носят относительный характер, который выражается в следующем:

1)В их неразрывной связи. Не существует формы без содержания, но и содержания нет без формы.

2)Если форма соответствует содержанию, то она способствует его развитию.

- Возможность и действительность.

Категория возможного отражает формы и способ реализации содержания предмета, как следствие определенных закономерностей в развитии.

Действительность – это актуальное бытие, результат реализованной возможности, результат определенной закономерности в развитии предмета.

Возможность – это то, что может быть, а действительность – это то, что уже есть.

Мерой реализации возможного является вероятность.

Различают возможности:

1)абстрактные - это то, что в общем, варианте может быть реализовано, а в частном нет.

2)реальные – это такое проявление общего, которое уже содержится в условиях данного.

3)обратимые – это возможность, в которой связана ситуация возвращения

прежней действительности.

4)необратимые.

Лекция 15. Философское учение о познании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: