Участие государства в ценообразовании

В условиях рыночной экономики цены на товары устанавливаются их собственниками. Как правило, государство регулирует цены лишь на ограниченный круг товаров.

При этом говорят о прямом и косвенном регулировании цен.

Прямое регулирование цен обеспечивается путем:

• фиксации цен на определенном уровне. Обычно такой подход используется на короткий промежуток времени и является крайней мерой, обусловленной значительным различием в ценах, устанавливаемых государством и складывающихся на рынке;

• контроля государственных учреждений за ценами, которые устанавливаются отдельными предпринимательскими структурами;

• заключения соглашений о ценовой политике между правительственными учреждениями, на которые возложено регулирование цен, и монополиями;

• установления границ и диапазона изменения цен.

Чаще всего устанавливается верхняя граница цены товара, иногда регламентируется и нижняя граница цены.

Косвенное регулирование цен обеспечивается путем: • реализации различных форм субсидирования, кредитования, налогообложения. Во всех этих случаях создаются необходимые предпосылки для снижения цен;

• изменения цен на сырье, топливо, материалы, машины, используемые при производстве товаров, цены на которые регулируются;

• установления льготных тарифов на транспортные и другие виды услуг для производителей определенных товаров;

• воздействия на спрос и предложение в целях обеспечения их сбалансированности. Это прежде всего относится к сельскохозяйственным и сырьевым товарам;

• осуществления государственных закупок соответствующих товаров и услуг.

В основном, ценовое государственное регулирование касается продукции естественных монополий:

ü тарифы на электрическую и тепловую энер­гию;

ü железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов

ü тарифы на определенные виды услуг почтовой связи

ü на продукцию оборонного назна­чения

ü часть лесных податей

ü лекарственные средства и изделия медицинского назначения (размер торговых надбавок)

ü на жилищно-коммуналь­ные услуги.

Самыми независимыми от государства оказались агропромышленный и продовольственный рынки. Здесь продукция реализуется по ценам, ко­торые складываются в соответствии со спросом и предложением. Исклю­чение составляет ограниченный перечень сельхозпродукции, закупаемой для государственных нужд, крепкие алкогольные напитки, на которые устанавливаются минимальные уровни цен, и продукты детского питания, при реализации которых органы исполнительной власти субъектов регу­лируют торговые надбавки.

Политика российского государства в ценообразовании в значитель­ной степени является обычной для мировой практики. В большинстве стран регулируется деятельность хозяйствующих субъектов-монополи­стов, находятся под контролем цены на природные ресурсы, лекарства, жилищно-коммунальные услуги для населения, услуги связи. Важней­шие направления этой деятельности — обеспечение нормального уров­ня потребления населением жизненно важных ресурсов, рост конку­рентоспособности отечественных производителей товаров и услуг, пополнение бюджета государства и муниципальных образований.

ДРУГАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ – см. Беленко.

Все методы ценообразования (не смешивать с подходами) могут быть объединены в 4 группы: затратные, рыночные, эконометрические, производственные.

При выборе метода ценообразования необходимо помнить, что только в условиях конкуренции формируется уровень цен, выгодный как продавцу, так и покупателю.

1. К затратным методам ценообразования относятся:

- метод, основанный на определении полных издержек;

- метод, ориентирующийся на прямые затраты;

- метод, основанный на нахождении «точки безубыточности».

Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в простом арифметическом суммировании совокупных издержек и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Главное преимущество данного метода – его простота и удобство, однако он имеет 2 серьезных недостатка:

ü При установлении цены не принимается во внимание имеющийся спрос на товар и состояние конкуренции, в связи с этим возможны серьезные проблемы с реализацией;

ü Данный метод не позволяет определить реальный вклад каждого товара в формирование дохода предприятия, поскольку очень трудно выделить соответствующую долю постоянных расходов.

Метод прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки. При этом, постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название добавленной или маржинальной прибыли.

При рациональном подходе, переменные (прямые) издержки должны быть тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию, это и есть минимальная цена товара. Максимальная цена товара будет определяться ценностью товара для целевого сегмента рынка. Метод прямых затрат используется при расчете ожидаемой прибыли при различных прогнозируемых объемах продаж.

Метод расчета цены на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли основан на нахождении «точки безубыточности». Нахождение точки безубыточности осуществляется путем построения и анализа изменений кривых общей выручки и общих издержек в зависимости от различных объемов реализации продукции.

2. К рыночным методам ценообразования относятся следующие:

- метод, основанный на анализе кривой спроса;

- метод текущей цены;

- метод тендерного ценообразования.

Метод, основанный на анализе кривой спроса, использует данные о продажах товара при различных значениях цены, с их последующей экстраполяцией. Недостатком такого метода является то, что его нельзя использовать для новых товаров.

Метод текущей цены особенно привлекателен для фирм, использующих стратегию следования за лидером, и распространяется на однородную или похожую продукцию. Цена на продукцию, в соответствие с этим методом, устанавливается несколько выше, ниже или на таком же уровне, как средняя цена на аналогичную продукцию, в зависимости от текущих задач фирмы.

Тендерное ценообразование используется в тех отраслях, когда несколько компаний борются за получение определенного контракта. При определении стоимости тендера исходят, прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.

3. Эконометрические методы используются при определении цены на продукцию, которая дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд.

К эконометрическим методам относятся следующие:

- метод удельных показателей;

- метод регрессионного анализа;

- балловый метод.

Метод удельных показателей предусматривает определение удельной цены за единицу базового параметра и последующее умножение ее на значение параметра в новом изделии.

Метод регрессионного анализа является усложненным вариантом метода удельных показателей, поскольку при расчете цены учитывается не один, а сразу несколько параметров.

Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей, каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экономического уровня изделия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: