Лекция. Олигополия

Цель лекциисостоит в рассмотрении, процесса принятия решения олигополистическими фирмами об объеме производства и ценообразовании. Процесс принятия этих решений не так прост, поскольку каждая фирма действует стратегически — принимая решение, она должна взвесить вероятную реакцию своих конкурентов. Чтобы изучить олигополистические рынки, мы должны, следовательно, рассмотреть ряд основных принципов теории игр и формирования стратегии фирм.

Вопросы:

1. Олигополия. Олигополистические ценовые войны. Модели олигополии.

2. Равновесие на олигополистическом рынке. Модель равновесия Курно.

3. Олигополия с точки зрения теории игр. «Дилемма заключенного».

Во введении к лекции необходимо остановиться основных чертах, присущих олигополии. На олигополистических рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление новых фирм затруднено. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили) и не дифференцирован (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигополистических отраслях частично зависят от характера взаимодействия фирм. Например, если взаимодействие направлено на сотрудничество, а не на конкуренцию, фирмы могут назначать цены существенно выше предельных издержек и получать большую прибыль.

Изложение первого вопроса следует начать с выделения главной особенности олигополии – противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгодной для группы олигополистов стратегией являлась бы координация совместных действий, когда фирмы получают возможность пойти по пути типичного монополиста, то есть ограничить объемы производства и назначить цену, превышающую предельные издержки. Однако, поскольку каждый олигополист озабочен исключительно собственной прибылью, данные мотивы препятствуют объединению групп фирм в монополию.

На олигополистическом рынке фирма сама устанавливает цену или объем выпуска, частично исходя из стратегического решения о поведении конкурентов. Так как конкурирует лишь несколько фирм, каждая из них должна тщательно взвесить свои действия и их влияние на соперников, а также реакцию соперников. Исходя из этого, в первом вопросе необходимо раскрыть содержание основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке (модели кооперативного и некооперативного поведения).

При рассмотрении второго вопроса важно сосредоточить внимание студентов на сравнительном анализе предпосылок наступления равновесия на рынках совершенной и несовершенной конкуренции, показать отличительные особенности олигополистического равновесия и его разновидности.

При описании равновесия на конкурентных и монополистических рынках основываются на следующем утверждении: когда рынок находится в равновесии, фирмы ведут себя наилучшим образом и не имеют причин изменять цену или объем выпуска.

Таким образом, конкурентный рынок находится в равновесии, когда объем предложения равен объему спроса, потому что в этом случае каждая фирма ведет себя наилучшим образом – она продает все, что производит и максимизирует свою прибыль. Аналогично, монополист находится в равновесии, когда предельный доход равен предельным издержкам, потому что в этом случае он ведет себя наилучшим образом и максимизирует свою прибыль. Этот же принцип (с некоторыми изменениями) применяется к олигополистическому рынку. Однако теперь каждая фирма захочет вести себя наилучшим образом при данном поведении своих конкурентов. Так же следует предположить, что эти конкуренты будут вести себя наилучшим образом при данном поведении этой фирмы. Построение графической модели ситуации равновесия олигополии (модель олигополистического равновесия Курно) позволит студентам понять, что олигополистическое равновесие – это ситуация, в которой каждая фирма ведет себя наилучшим образом при данном поведении своих конкурентов.

Материал второго вопроса призван познакомить студентов с основными принципами теории игр и формирования стратегии фирм.

Теория игр в настоящее время получает все большее значение для анализа ситуаций олигополии. Следует показать студентам, что в ходе игры возможны различные совместные действия — коалиции игроков, конфликты и т. д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника. Формы этих игр многообразны. Наиболее простая разновидность — игры с двумя участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ. Для уяснения возможностей анализа поведения олигополистов на основе теории игр, необходимо рассмотреть наиболее известные примеры некооперативной игры с нулевой суммой — модель Курно, а с ненулевой суммой — "дилемма заключенного".

«Дилемма заключенного» наглядно показывает особенности олигополистического ценообразования и возможные последствия кооперативного и агрессивного поведения фирм.

В заключение лекции следует подчеркнуть, что от выбора стратегии поведения зависит положение фирмы и размеры ее прибылей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: