Барельефы на фасадах домов по адресам: наб. Обводного канала, № 155, улица Глинки, № 1, Большая Морская ул., № 45, улица Некрасова, № 58-60, Большая Морская ул., № 3

Слово «барельеф» (в переводе — низкий рельеф) пришло в русский язык из французского и означает скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоскости менее, чем на половину своей величины.

Этап творческой разработки

На данной стадии проекта разрабатывается утвержденная эскиз-идея ген­плана поселка в масштабе 1:2000 и уточняются ранее выбранная планировоч­ная структура и архитектурная композиция. Чертеж детализируется (он должен выявлять функциональное содержание зданий и сооружений и их этажность), прорабатывается панорама поселка, общественный центр, детали, подбирается колористическое решение (рис. 17). Утверждается проект поселка. Разработан­ные эскизы компонуются для размещения на планшете — выполняется эскиз экспозиции.


Рис. 17. Примеры планировочной организации поселка и его панорамы




Чтобы увидеть барельеф, надо поднять голову, потому что размещается он, как правило, довольно высоко: на стене фасада или внутри дома. Чаще всего над дверьми или окнами. Иногда во фризе или фронтоне. Барельефы могут быть разной формы, но, как правило, они прямоугольные или круглые. Реже встречается ленточный барельеф. Раньше их делали, в основном, из гипса, мрамора, терракоты или металла. В наши дни делают также из бетона и сплавов.
Барельефы — очень древний вид декоративного оформления архитектурных сооружений. Ими были украшены стены храмов в Древнем Египте и дворцов ассирийских царей. В Древнем Риме их высекали и на мраморных саркофагах, и на триумфальных арках. Резные барельефы можно увидеть во всех средневековых соборах Европы. Делали их и мастера Древней Руси. Композиционное искусство и ритмическое разнообразие — главное в сюжетных барельефах.
В России их исполнением занимались известные скульпторы: от М. И. Козловского до А. Т. Матвеева. Но авторы декоративных барельефов на фасадах частных
домов большей частью неизвестны, ибо это была массовая продукция. Их сюжеты изучены плохо. Они заимствованы обычно из позднеантичного искусства и изображают жертвоприношения, поклонение Вакху, играющих купидонов, танцующих муз и т. п. В тондо часто представлены профили абстрактных древних героев.
Орнаментальные барельефы тоже стандартны: маски, гирлянды, тирсы, канделябры, трофеи и т. п. Фасадные барельефы однообразны, однако, только на первый взгляд. Их иконография во многих случаях зависит от архитектурного задания и назначения. Это прежде всего относится к общественным постройкам. Манежи украшают композиции с изображением конных ристалищ, военные сооружения — разнообразная арматура, Адмиралтейство — морская символика. В панно на фасадах храмов можно увидеть крылатых
ангелочков, на домах купцов — кадуцей, жезл бога торговли Гермеса, на учреждениях искусства — Аполлона с музами. Встречаются и повествовательные панно. На фасаде Публичной библиотеки они рассказывают о науках
и художествах, на аттике Казанского собора — о библейской истории. Следовательно, барельефы не только украшали плоскость, но и несли символико-
смысловую нагрузку.
Она очень ощутима в самых ранних барельефах Петербурга. На Петровских воротах Петропавловской крепости изображено «Падение Симона-волхва», на фасаде Летнего дворца — аллегорические сцены. В обоих случаях сюжеты символизируют победу над шведами. Классицизм очень часто использовал барельефы на стенах петербургских зданий — его временем датируются большинство их (например, на Исаакиевской пл., № 9). Но он же придал трафаретность этому виду скульптуры и привёл его в упадок.
С эклектикой в барельеф пришли реальные исторические сцены, конкретные портреты (писателей, художников, учёных), усложнённый плетёный орнамент. Распространился горельеф, т. е. высокий рельеф, который усиливал пластичность изображений. Двадцать три горельефных изображения русских писателей можно увидеть на доме издателя В. С. Балашева (наб. кан. Грибоедова, № 80). На аттике дома по Б. Морской ул., № 45 О. Монферран поместил три горельефа о великих художниках итальянского Ренессанса. Однако в это время на фасадах доминировали уже не барельефы, а пышная лепнина.
Модерн обогатил иконографию (в ней появились растения, птицы и животные) и нашёл новые материалы (камень, майолика). Барельефы обрели больше пространства — их освободили от обрамления и стали помещать в самых неожиданных местах: у входов, под крышей, на пилястрах и т. д. Часто в полный рост изображались символические фигуры гениев, сивилл, атлетов. Сюжетные сцены вышли из моды, ритм сменился алгоритмом. И в ту же эпоху на фасаде особняка Абамелек-Лазаревых по наб. р. Мойки, № 23 архитектор И. А. Фомин подражал барельефам классицизма.
Советская эра вернула сюжеты и придала барельефу откровенно идеологический характер. Он стал походить на развёрнутую повествовательную картину о революционных и трудовых событиях. Для этой цели лучше всего подходил ленточный барельеф крупного размера: Дворец советов на Московском пр., № 212 и Дворец культуры работников связи на Б. Морской ул., № 58. Однако барельефы размещены там столь высоко, что их агитационный пафос можно разглядеть только в бинокль. Попытки же возродить барельеф эпохи классицизма советским скульпторам удавались плохо.
К сожалению, сегодня барельеф практически исчез с фасадов и сохранился только на памятниках. Современные здания сильно обезличены, их фасады из стекла, бетона и металла в барельефах не нуждаются. Но это временное явление. Постмодерн обречён на эклектику и поэтому рано или поздно вернётся к украшательству и вспомнит о барельефах.

ФОТОГРАФИИ К СТАТЬЕ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: