Источники. Архитектура Позднего Царства

Архитектура Позднего Царства

Храм Гора в Эдфу

В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, цепочки зал.

В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.

После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта»[6].

  • Строительство храмов// Крушкол Ю. С., Мурыгина Н. Ф. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А. И. Мифы древности: Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. — М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В. В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. — М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. — Т.1. Искусство древнего мира. — М., 1956.
  • Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. — М., 2000.
  • Кинк Х. А. Древнеегипетский храм — М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. — М., 1976.
  • Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
  • Перепёлкин Ю. А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. — ч. 4.1. — М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. — М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М. Т.,Мальцевой Н. Л. — М., 1984.
  • Шейко В. М., Гаврюшенко А. А., Кравченко А. В. История

художественной культуры. Первобытность. Древний мир.- Харьков, 1998.

  • Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. — М., 1997.
  • Губарева М. В., Низовский А. Ю. Сто великих храмов. — М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В. М. — Т.1. (А-К) — М., 1991

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: