double arrow

Качество продукции как экономическая категория


Задачи повышения качества:

1. Повышение качества – важное и эффективное средство подъеме экономики страны, повышения материального уровня жизни населения.

2. Рост качества равноценен увеличению объема выпуска продукции. Например, повышение срока службы электроламп на 100 час. (стандартный ресурс горения равен 1000 час.) равносильно выпуску 200 млн. ламп; повышение срока службы обуви (выпускается 150 млн. пар в год) на 1% равнозначно дополнительному выпуску 1,5 млн. пар.

3. Повышение качества способствует рациональному использованию сырья, материалов, техники и трудовых ресурсов.

4. Возрастание качества способствует оборачиваемости продукции в народном хозяйстве.

5. Качество – путь к внешнему рынку (отклонения от уровня качества ведущих фирм на 20% вынуждает продавать продукцию в 2 раза ниже конкурирующих фирм.

6. Увеличение качества способствует сокращению морального ущерба, наносимого низким качеством продукции.

Качество продукции – это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Свойство продукции – это особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства бывают простые и сложные. Например, простые свойства ткани – устойчивость к истиранию, устойчивость окраски, белизна, колористическое оформление, структура. Сложные – долговечность (первые три свойства), эстетические (последние три).




У непродовольственных товаров различают следующие сложные (комплексные) свойства:

1. Функциональные – способность выполнять основные функции, для которых предназначена продукция в заданных условиях.

2. Надежность – способность выполнять основные функции с заданной эффективностью в заданном интервале времени.

3. Эргонометрические – согласованность конструкции изделия с особенностями человеческого организма.

4. Безопасность эксплуатации – электро- и пожаробезопасность, безвредность, то есть отсутствие выделения вредных для здоровья веществ.

5. Экологические – отсутствие воздействия на окружающую среду.

6. Эстетические – способность выражать художественный образ в чувственно воспринимаемым человеком признаках формы (характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенность исполнения и стабильность товарного вида изделия).

7. Экономические – экономичность в расходе товара в виде материала, экономичность машин и приборов в расходе топлива и энергии.

8. Показатели унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.



9. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

10.Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Для разных видов и групп товаров применяются общие и специфические показатели качества. Общие:

- распределение продукции по градациям качества (например, по сортам);

- соответствие продукции техническим условиям и стандартам;

- количество рекламаций со стороны потребителей.

Специфические – дифференцированы по видам товаров.

1. Средства труда: материалоемкость, ремонтопригодность, вес, габариты, устойчивость к температуре и активной среде, межремонтный период.







Сейчас читают про: