Скульптура. Подъем реализма во французской пластике происходит позднее, чем в живописи

Подъем реализма во французской пластике происходит позднее, чем в живописи. Скульптура в гораздо большей степени, чем живопись, находилась во власти академизма. На этом безрадостном фоне выделялись произведения Карпо и Далу.

ЖАН-БАТИСТ КАРПО. Жан-Батист Карпо (1827—1875) был учеником Рюда. «Уголино» (17). Образы Уголино и его сыновей, брошенных врагами в башню голода (тема заимствована из Дантова «Ада»), трактованы Карпо с подлинной жизненной правдивостью. Их лица искажены страданием, а тела пронизаны то внешней динамикой, то сдержанным напряжением, то предсмертной расслабленностью. Все это, а также живая, темпераментная трактовка формы не могло не вызвать отрицательной реакции в академических кругах Парижа. Двери Академии оказались навсегда закрытыми для Карпо. К лучшим работам скульптора относятся монументально-декоративные композиции: горельефы «Флора» (18), «Танец» (19), фонтанная группа «Четыре части света» (20). Декоративные скульптуры Карпо разительно отличались от произведений академистов. Смелость композиции, жизнерадостность и динамичность образов, чувство ритма сочетаются в них с изяществом, гибкостью форм, живописной лепкой объемов. Такова лукаво улыбающаяся Флора и окружающие ее пухлые младенцы, таковы увлеченные стремительным танцем фигуры, украшающие фасад Парижской оперы.

ЖЮЛЬ ДАЛУ (1838—1902) по складу своего дарования ближе Курбе или Милле. В его творчестве также утверждается современная тема, а его героями являются люди труда: землекоп, сеятель, литейщик. Далу одним из первых показал в скульптуре красоту работающего человека, увидел пластическую выразительность тела человека, занятого физическим трудом.

Творческий и жизненный путь Далу был нелегок. Он начал выставляться в 1860-е годы; причем уже его ранние работы выделялись среди произведений академистов реалистической трактовкой образа - «Бретонка» (21), «Купальщица» (22).

В 1871 году скульптор решительно встал на сторону Коммуны, был избран хранителем луврских коллекций. Приговоренный к пожизненной каторге после поражения Коммуны, Далу бежал в Англию. Там он работал над небольшими статуэтками крестьян, а также своих родных, насыщая их образы глубокой поэтичностью. По возвращении во Францию Далу более 20 лет трудился над осуществлением памятника «Триумф республики» (23) на площади Наций в Париже. Эта колоссальная группа увенчана аллегорической фигурой республики, стоящей в торжественной позе. Постаментом для нее служит колесница, вокруг которой Далу расположил ряд фигур. Особенно выделяется мощно моделированная фигура кузнеца. Несмотря на грандиозность замысла, в памятнике отчетливо проявляются черты эклектики, внешней эффектности.

Новую страницу в истории европейской скульптуры открыл Огюст Роден (1840—1917) — французский скульптор и график, один из самых знаменитых ваятелей Франции, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Творчество Родена тяготеет к сложным символическим образам, к выявлению широкого спектра человеческих эмоций — от ясной гармонии «Поэт и муза» (24) и мягкого лиризма «Ева» (25), «Ромео и Джульетта» (26) до отчаяния и мрачной сосредоточенности - «Блудный сын» (27). Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, что позволяет мастеру создавать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи - «Вечная весна» (28), «Данаида» (29). Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм и придавал особое значение их фактурной осязаемости - «Мыслитель» (30). Наиболее значительное произведение Родена, над которым он работал тридцать семь лет, но так и не успел закончить, — так называемые «Врата ада» (31). Рельефы врат, символически воплощающие мир человеческих страстей, навеяны «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Вийона, Бодлера, Верлена и др. Целый ряд скульптур и скульптурных групп, предназначенных для включения в общую композицию врат, стали самостоятельными произведениями - «Поцелуй» (32).

Отношение современников к творчеству Родена было неоднозначным. Произведения великого мастера казались настолько необычными, что заказчики зачастую отказывались от них. Одним из самых выразительных произведений стал памятник «Граждане города Кале» (33). Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединённых одной судьбой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: