Происхождение термина. Elizabethan Baroque

Elizabethan Baroque

The Winter Palace was constructed on a monumental scale that was intended to reflect the might and power of Imperial Russia. From the palace, the Tsar and autocrat of all the Russias ruled over 22,400,000 square kilometres (almost 1/6 of the Earth's landmass) and 176.4 million subjects. It was designed by many architects, most notably Bartolomeo Rastrelli, in what came to be known as the Elizabethan Baroque style; the green-and-white palace has the shape of an elongated rectangle. The palace has been calculated to contain 1,786 doors, 1,945 windows, 1,500 rooms and 117 staircases.

Anichkov Palace

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское barroco — жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке. В итальянском baroco — ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.

Использование термина со стороны критиков и историков искусства берет начало со 2-й половины XVIII и относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к литературе. Вначале Барокко приобрел негативный смысл и только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизмак символизму, который выделяет связи с эпохой барокко[1].

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Наконец, еще одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрениялингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи[2], он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.

[править]Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка,оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учениеКоперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Начальная точка отсчета барокко — около 1580 г. (�?талия), конец— около середины XVIII в. Во Франции барокко условно делится на четыре этапа (так называемые «французские королев¬ские стили») каждый из которых приурочен ко времени правления одного из французских королей.
Всего выделяют 4 этапа:
РАННЕЕ БАРОККО (ПЕРЕХОДНЫЙ СТ�?ЛЬ) —СТ�?ЛЬ ЛЮДОВ�?КА XIII (1610-1643)
ЗРЕЛОЕ БАРОККО — СТ�?ЛЬ ЛЮДОВ�?КА XIV (1643-1715)
СТ�?ЛЬ «РЕГЕНТСТВА» (1715-1720)
ПОЗДНЕЕ БАРОККО (РОКОКО) —СТ�?ЛЬ ЛЮДОВ�?КА XV (1720-1765)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: