Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв

Работу над этюдами лучше вести на плотной бумаге, натянутой на планшет. Лишь мелкие цветные акварельные наброски можно делать на от­дельных листах без наклеивания.

В первых этюдах акварелью нужно избегать натуры в пестрой одежде с мелкими узорами. Такая постановка сильно усложнит живописную зада­чу, так как трудно сохранить ощущение цельности общей формы при дроб­ности рисунка на костюме.

Иногда в работе акварелью применяют гуашевые краски, главным обра­зом белила, и ведут живопись смешанным способом, выявляя гуашью более корпусно и плотнее светлые участки изображения.

В помещенных в этой книге акварельных этюдах мастеров можно видеть, как умело использовали они возможности этой техники в решении творче­ских задач.

Акварель В. И. Сурикова «Девушка с гитарой» передает фигуру цель­ным силуэтом на белом фоне. Детально написаны голова, руки, а сложное по тонам голубовато-серое платье выполнено очень легко и свободно в пере­даче формы.

В крупном по размеру этюде В. А. Серова «Натурщица» фигура на­писана в довольно сложной, но выразительной по пластике позе с краси­вым поворотом головы. Освещенные места фигуры выполнены корпусными прокладками с гуашевыми белилами. Этим же способом написано и белое платье, лежащее на коленях натурщицы, и небольшая часть фона. Теневые участки лишь слегка прикрыты акварелью, так как серовато-охристый цвет бумаги уже сам по себе составляет достаточный контраст к освещенным местам.

Большие тональные прокладки теневой части головы, спины и рук очень обобщенны и определенны по своему силуэту и имеют едва заметные тон­кие цветовые градации.

Наиболее темным тональным пятном читается большая по массе, ши­роко написанная драпировка, Освещенная часть головы оттенена довольно темным пятном фона, а теневая часть попадает на более светлый участок. Поэтому хорошо чувствуется определенное расстояние между натурой и фоном.

Этюд написан очень условно и сдержанно в передаче цветовых отноше­нии, но с большим разнообразием в тоне. Предметы интерьера намечены очень обобщенно и хорошо согласованы с постановкой.

Во втором этюде В. А. Серова, выполненном с женской натуры, тональ­ные контрасты в основном использованы на выявление пластики обнажен­ной фигуры, которую хорошо выделяет падающая на фон тень.

Акварель С. В. Иванова «В поисках работы» показывает идущую в полдень группу крестьян. Освещение передано путем контрастных отно­шений света и тени, хорошо выявляющих форму. Этюд написан очень уве­ренно и легко, с умелым использованием свойств акварели.

Живопись фигуры гуашью представляет для студентов значительную трудность, так как после высыхания краски сильно светлеют и требуется большая практика, чтобы писать с расчетом на высыхание, предугадывая нужный тон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: