Работу над этюдами лучше вести на плотной бумаге, натянутой на планшет. Лишь мелкие цветные акварельные наброски можно делать на отдельных листах без наклеивания.
В первых этюдах акварелью нужно избегать натуры в пестрой одежде с мелкими узорами. Такая постановка сильно усложнит живописную задачу, так как трудно сохранить ощущение цельности общей формы при дробности рисунка на костюме.
Иногда в работе акварелью применяют гуашевые краски, главным образом белила, и ведут живопись смешанным способом, выявляя гуашью более корпусно и плотнее светлые участки изображения.
В помещенных в этой книге акварельных этюдах мастеров можно видеть, как умело использовали они возможности этой техники в решении творческих задач.
Акварель В. И. Сурикова «Девушка с гитарой» передает фигуру цельным силуэтом на белом фоне. Детально написаны голова, руки, а сложное по тонам голубовато-серое платье выполнено очень легко и свободно в передаче формы.
В крупном по размеру этюде В. А. Серова «Натурщица» фигура написана в довольно сложной, но выразительной по пластике позе с красивым поворотом головы. Освещенные места фигуры выполнены корпусными прокладками с гуашевыми белилами. Этим же способом написано и белое платье, лежащее на коленях натурщицы, и небольшая часть фона. Теневые участки лишь слегка прикрыты акварелью, так как серовато-охристый цвет бумаги уже сам по себе составляет достаточный контраст к освещенным местам.
|
|
Большие тональные прокладки теневой части головы, спины и рук очень обобщенны и определенны по своему силуэту и имеют едва заметные тонкие цветовые градации.
Наиболее темным тональным пятном читается большая по массе, широко написанная драпировка, Освещенная часть головы оттенена довольно темным пятном фона, а теневая часть попадает на более светлый участок. Поэтому хорошо чувствуется определенное расстояние между натурой и фоном.
Этюд написан очень условно и сдержанно в передаче цветовых отношении, но с большим разнообразием в тоне. Предметы интерьера намечены очень обобщенно и хорошо согласованы с постановкой.
Во втором этюде В. А. Серова, выполненном с женской натуры, тональные контрасты в основном использованы на выявление пластики обнаженной фигуры, которую хорошо выделяет падающая на фон тень.
Акварель С. В. Иванова «В поисках работы» показывает идущую в полдень группу крестьян. Освещение передано путем контрастных отношений света и тени, хорошо выявляющих форму. Этюд написан очень уверенно и легко, с умелым использованием свойств акварели.
Живопись фигуры гуашью представляет для студентов значительную трудность, так как после высыхания краски сильно светлеют и требуется большая практика, чтобы писать с расчетом на высыхание, предугадывая нужный тон.