Лифты и эскалаторы относятся к механическим устройствам для организации сообщения между этажами. Лифты бывают периодического и непрерывного действия. Применение последних ограничено. По назначению лифты бывают пассажирские, грузовые и специальные. Они отличаются друг от друга размерами кабин и грузоподъемностью. Так, грузовые имеют грузоподъемность от 100 до 5000 кг, пассажирские – от 320 до 500 кг. К специальным можно отнести больничные лифты и др.
Лифты применяют в жилых (более 5 этажей) и общественных зданиях. Они состоят из кабины, подвешенной на стальных канатах, перекинутых через шкив подъемной лебедки, находящейся в машинном отделении. Шахта лифта ограждается со всех сторон на всю ее высоту и внизу имеет приямок глубиной 1300 мм (рис.8.11). В нем размещаются амортизаторы и натяжное устройство. Машинное отделение может быть расположено вверху, над шахтой, или внизу, ря дом с ней. В настоящее время лифтовые шахты делают | Рис.8.11 – Пассажирский лифт с верхним расположением машинного отделения |
из железобетонных элементов толщиной 120 мм из бетона марки 200 или 250 в зависимости от этажности дома. Размещают лифты обычно вблизи лестничной клетки.
|
|
Эскалатор представляет собой движущуюся лестницу, расположенную под углом 30° и предназначенную для организации движения людей с одного уровня на другой (рис.8.12). Их применяют в общественных зданиях, где одновременно находится большое число людей (универмаги, вокзалы, театры и др.).
Эскалаторы обладают высокой пропускной способностью (около 10 тыс. чел./ч). Скорость движения полотна эскалатора составляет 0,5-0,75 м/с. Ширину полотна эскалатора принимают от 0,5 до 1,2 м.
В местах скопления больших масс людей (на выставках, вокзалах) широкое применение сегодня получают движущиеся тротуары, которые создают комфортные условия для движения людей.
Рис.8.12 – Схемы расположения эскалаторов: а – с параллельными маршами; б – с последовательным расположением; в – перекрестное расположение |