Куинджи метод работы над пейзажем

Большую роль в формировании искусства «куинджистов» сыграла практическая деятельность самого учителя — сложившегося мастера пейзажа, одного из крупных представителей русской реалистической пейзажной живописи конца XIX века. Куинджи признавал главным методом работы художника создание законченного произведения на основе внимательного изучения натуры. Следуя этому принципу, он в своих пейзажах никогда не изображал какое-то конкретное место. Куинджи в большей степени, чем другие художники-пейзажисты этого периода, придавал значение творческому преображению натуры, сложным композиционным и цветовым решениям холста. И молодежи он предлагал проявлять при создании картины максимум творческой выдумки. Богаевский вспоминал: «Своих учеников Куинджи учил внимательно работать на этюдах, разрабатывать, по возможности, все детали. Мы должны были правильно передавать форму предмета, цвет его и отношения — все так, как в природе. Но когда наступал момент композиционной работы, когда мы начинали писать картину, он советовал подальше отодвигать этюды, чтобы не мешали свободе творчества» [25]. Этот художественный метод стал краеугольным в искусстве «куинджистов». И если в работе ряда других живописцев начала XX столетия широкое распространение получил этюд, отражающий близость соприкосновения художника с окружающим миром природы, «куинджисты» остались приверженцами создания картины-пейзажа, основанного на вдумчивом претворении натуры.

Куинджи любил все необыденное, яркое в природе. Он писал солнечные закаты, утренние зори, лунные ночи и полуденное сияние, внося в пейзажный мотив романтическую приподнятость чувства. Эта сторона его творчества была воспринята и развита учениками. Все они проявили склонность к эмоциональной насыщенности художественного образа. Развивая традиции реалистического искусства, Куинджи обогатил русский пейзаж новыми живописно-пластическими тенденциями. Он прибегнул к широкому применению цветовых обобщений и, разрабатывая в картинах красочную гамму, достиг открытого декоративного звучания цвета. Его колористические поиски в этом направлении также были продолжены учениками. Куинджи стремился в своей деятельности к разнообразию ландшафтов и писал природу России, Украины, Крыма, Кавказа, находя в ней все новые поэтические места. Его ученики еще больше расширили географию пейзажа: Заполярье, Карпаты, Прибалтика, Италия, Индия, Франция — таков диапазон охвата ими пейзажных мотивов.

Картина:

Вечер на Украине. 1878
Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Краски горят на белых стенах хаты. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. Вечер на Украине едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение. Цвет сообщает изображению зачарованную недвижность, необычайный покой какого-то неземного свойства. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: