Методологическая основа теории музыкального образования

Методологическая основа
Эстетика Наука об особенностях художественно-образного восприятия мира(о специфическом проявлении ценностного отношения человека)
Музыкознание Наука о закономерностях музыки как особой формы художественного восприятия мира с точки зрения теории и истории музыкального образования
Психофизиология Наука о закономерностях психического и физического развития детей школьного и дошкольного возраста.
Педагогика Наука о воспитании детей школьного и дошкольного возраста

Теория музыкального воспитания Система научных знаний и понятий о закономерностях организации музыкального развития
Методика музыкального воспитания Научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами

Дидактические принципы педагогического процесса

- обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;

- соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

- взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

- сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

- постоянство требований и систематическое повторение действий;

- обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и способами обучения и воспитания.

Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности

Закономерности педагогического процесса:

Социологические - зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;

Коммуникативные - зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;

Физиологические - зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

Организационные - зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

Психологические - зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.

В настоящее время музыкальная педагогика опирается на принципы, предложенные Д.Б. Кабалевским.

1. Изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки.

Реализуется данный принцип через построение программы обучения на трех китов (песня, танец, марш). Это самые широко распространенные сферы музыки.

2. Принцип связи музыки с жизнью. Кабалевский считал, что музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса. Принцип предполагает постепенное, расширяющееся и углубляющееся раскрытие связей музыки и жизни.

3. Принцип интереса и увлеченности. Проблема интереса и увлеченности – фундаментальная в музыкальной педагогике, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь результатов.

Реализация принципа обеспечивается: 1) изучением музыки как живого искусства; 2) связью музыки и жизни; 3) музыкальным материалом; 4) различными формами общения с музыкой; 5) методами музыкального воспитании; 6) умениями учителя увлеченно рассказывать о музыке, выразительно исполнять ее.

4. Принцип единства эмоционального и сознательного. Восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры. Его развитие требует осознания вызываемых музыкой эмоциональных впечатлений, ее выразительных средств. Опора на данный принцип позволяет развивать у учащихся способность оценивать воспринятое, а через нее – воспитывать их интерес и вкусы.

5. Принцип единства художественного и технического основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений. Но их усвоение должно подчиняться художественным задачам. Единство художественного и технического обеспечивается, в первую очередь, при условии активизации творческой инициативы учащихся. Это позволяет детям осознать то, что навыки и умения необходимы для выразительного, художественного исполнения произведений.

Дидактические принципы музыкального обучения по Абдуллину Э.Б.:

- принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;

- принцип наглядности;

- принцип связи музыкального обучения с жизнью;

- принцип увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;

- принцип оптимизации процесса обучения; -принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).

Принципы музыкальной педагогики по Школяр Л.В.:

целостность, образность, ассоциативность, интонационность, художественность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: