Тема 3.1. Древнерусская православная педагогика как основа музыкального образования России

О музыкальном образовании Древней Руси сохранилось мало сведений. Основополагающее значение для становления отечественного музыкального образования в период с конца X века до средины XVII имело обращение русского народа к христианскому учению. В Древней Руси оно было известно уже в IX веке, однако широкое распространение получило после крещения Руси и признания христианства государственной религией.

С принятием христианства отечественное музыкальное образование начинает развиваться не только в фольклорном направлении, как это было ранее, но и в сфере православных традиций. Поскольку музыкальный элемент в православном богослужении существенно отличался от предшествующей музыки фольклорного типа, освоение его не могло осуществляться посредством сложившихся к тому времени путей и способов передачи музыкального опыта от одного поколения к другому.

Как следствие этого в музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений. Одно из них стало развиваться в русле православных воззрений, что дало основание определить его как музыкальное образование православной ориентации. Для Руси это направление являлось принципиально новым. Оно опиралось на византийские православные традиции, и было сориентировано на музыкальное начало в русской православной службе. Систематическое обучение музыке (точнее – церковному пению) проходило и при церквах и в монастырских школах. Здесь шла подготовка духовенства и нужных государству грамотных людей. Центрами образования в Древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия по хоровому пению. Так, в открытой княгиней Анной Всеволодовной в Киеве в XI веке при Андреевском монастыре специальной женской школе обучали пению. Обучение начиналось с семи лет. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников – «мастеров грамоты». Наряду с ними были и мастера пения, которые обучали детей пению. Обучение проходило и в храмовых хорах, которые были не только исполнительскими коллективами, но и певческими школами.

В период феодального обособления русских земель появились местные певческие школы в городах Владимир, Новгород, Псков, Суздаль. Они опирались на принципы знаменного пения. Наибольшую известность приобрела Новгородская певческая школа. В ее стенах готовили исполнителей, теоретиков, педагогов. К середине же XVI века большую известность приобретает Московская певческая школа. Братья Роговы являются основоположниками московской школы. Федор Крестьянин и Иван Нос внесли неоценимый вклад как мастера церковного пения. «Музыкальная энциклопедия» гласит, что в это время было нередким, когда придворные певчие направлялись в монастыри других городов, чтобы поднять уровень хорового исполнительства.

Другое направление продолжало ориентироваться на традиционную народную культуру и, следовательно, может быть обозначено как музыкальное образование народной ориентации. Опять же в «Музыкальной энциклопедии» отмечено: «Из поколения в поколение передавались и поэтически-музыкальные традиции слагателей героико-славильных песнопений».

Каждое из этих направлений развивалось по своим внутренним законам и, вместе с тем, находилось в диалектической взаимосвязи с другим. Причем характер этой взаимосвязи во многом определяли духовно-религиозные постулаты Русской Православной Церкви. Они находили свое воплощение в древнерусской православной педагогике, частью которой являлась и православная музыкально-педагогическая мысль того времени. И все же говорить о музыкальном образовании, как по отношению к народной, так и православной ориентации, можно лишь с большой долей условности. Такая терминология допустима лишь с современной точки зрения, согласно которой и архаический фольклор, и более поздний классический фольклор, и древнерусское православное богослужебное пение рассматриваются как пласты музыкального искусства. Вместе с тем нельзя не учитывать то, что и в фольклоре, и в православном богослужении музыка является хотя и весьма важной, но лишь одной из составных частей синкретичного по своей природе действа. Следует иметь в виду противопоставление богослужебного пения мирской музыке. Следствием этого явилось резкое размежевание двух указанных выше направлений музыкального образования.

Богослужебное пение на Руси возникло как знаменное пение. Знаменный распев существовал на протяжении всей истории русского богослужебного пения и до сих пор продолжает существовать. Само название знаменный распев получил от формы записи особыми знаками – «знаменами». В основу знаменного письма было положено старовизантийское невменное письмо. А музыкально-интонационный строй знаменного распева создавался при помощи русского музыкального языка. Знаменный распев, как и византийское богослужебное пение, неотделим от церковного календаря.

Византийская музыкальная система осмогласия была связана с особенностями византийского календаря. По этому календарю новый год начинался первого сентября. В каждом из 12 месяцев его были свои праздники, отмечавшиеся в «твердых» числах. Это праздники солнечного календаря, центральным из которых является Рождество Христово – 25 декабря. Кроме этих праздников были еще подвижные праздники, связанные с Пасхой, которая высчитывается по лунному календарю. Лунный календарь – более древний. Он имеет неполное число дней в месяцах, отсюда числа Пасхи и праздников, связанных с ней (Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица) все время менялись, т.е. «двигались». Кроме месяцев, в году исчислялись недели. Счет недель вели от Пасхи. Для каждой недели были написаны особые песнопения, которые исполнялись в определенном гласе. Первая неделя после Пасхи соответствовала 1-му гласу, вторая – 2-му гласу и т.д. Восемь недель составляли «столп». По истечении одного «столпа» недель следовал другой и, таким образом, гимнографические тексты вместе с соответствующими им гласами регулярно повторялись через восемь недель.

Песнопения праздников также были подчинены системе осмогласия, с той разницей, что в праздник могло быть употреблено несколько гласов, тогда как в воскресные и простые дни полагался только один порядковый глас. Употребление в праздники не одного, а нескольких гласов, придавало им особую торжественность. Праздники и воскресные дни ассоциировались с определенными гимнами и напевами. Тем самым, рельефнее выступала в сознании как духовная сторона праздника, так и его место в календаре.

Заимствованная Киевской Русью византийская музыкальная система осмогласия, связанная с особенностями византийского календаря, побуждала русских церковных служителей к сохранению музыкальной системы осмогласия. Но заимствованные из Византии богослужебные тексты при переводе с греческого языка на славянский утратили метр стихосложения оригинала. Это сделало невозможным сохранение с точностью византийской музыкальной системы осмогласия. Перед русской церковью встала проблема создания своего собственного осмогласия, которая решена была не сразу. Прошло несколько веков, пока в процессе длительной певческой практики русских мастеров пения, сложилась отечественная певческая традиция православного распева. Начало ее становления восходит к XII веку. К этому времени христианство стало проникать в толщу народных масс. Певческое искусство, принесенное на Русь, преломляясь через русское народное музыкальное мышление, начало освобождаться от византийского влияния, вырабатывая свои особые самостоятельные черты. И только к началу XVI века завершился процесс становления русского осмогласия. Был распет весь круг песнопений, входящих в богослужение как воскресных дней «столпа», так и праздников всего года. Мелодика знаменного распева достигла апогея своего развития.

Общий характер мелодического строя знаменного распева можно определить как возвышенно-гимнический, отрешенно-просветленный. В знаменном распеве восточный византийский орнамент стал как бы яснее, лаконичнее и даже строже.

Для знаменного распева характерна разомкнутость и раскрытость мелодических структур, что делает их проницаемыми друг для друга. Любая знаменная структура, какой бы завершенной она ни казалась, всегда будет являться лишь элементом структуры более высокого порядка, т.е. всегда будет разомкнутой и раскрытой. Так, например, попевка, рассматриваемая как завершенная крюковая структура, есть лишь элемент песнопения. Песнопение – часть богослужения, богослужение – компонент суточного круга служб, который в свою очередь является элементом в седмичном (недельном) богослужебном круге, а тот, в то же время, есть звено годового круга праздников.

Постоянное присутствие общего целого в каждом отдельном элементе является фундаментальным свойством знаменной системы осмогласия. Индивидуальный мелодический облик каждого отдельного гласа, его неповторимый интонационный контур гибко сочетаются с принадлежностью данного гласа к единой мелодической системе. В результате этого в каждый момент одновременно реально звучат и конкретный глас, и вся система в целом. Единая система осмогласия как бы просвечивает через индивидуальные черты гласа. Это возможно только в условиях попевочной техники, и не может быть достигнуто никакими другими средствами. Именно в знаменном распеве, в котором попевочная техника была доведена до высочайших пределов разработанности, сама идея осмогласия получила наиболее полное и совершенное воплощение.

Новые тенденции в русской духовной жизни, влияние нового аскетического миросозерцания и повышенное внимание к внутреннему миру человека привели в XV веке к появлению нового мелодического мышления и новых мелодических форм в русском церковном пении.

Путевой, демественный и большой знаменный распевы отличались большей протяжённостью и развёрнутостью мелодий и большей индивидуализацией и характерностью своего мелодического облика.

Из всех новых распевов путевой распев был более тесно связан со знаменным. Он представляет собой как бы новый виток развития знаменного мелодизма. Усложнение его осуществлялось за счет увеличения количества нот, образующих попевку, и усложнения ритмического рисунка. Начиная с XVIII века, путевой распев постепенно исчезает из практики Русской Православной Церкви.

Демественный распев впервые упоминается в 1441 году. Особой отличительной чертой демественного пения является его не подчинённость системе осмогласия. В этом пении ярче проявлялось личное творчество распевщиков. Именно в демественном пении можно видеть тот зародыш, из которого развивалось в течение веков индивидуальное композиторское церковно-музыкальное творчество.

Мелодизм демественного распева отличался особо праздничным и пышным характером. В письменных памятниках того времени демественное пение часто именовалось «красным», т.е. красивым, роскошным, великолепным. Демеством распевались песнопения праздников, особенно Пасхи, а также песнопения праздничной литургии. Это был самый любимый распев в XVI-XVII вв. Он активно переводился на линейную нотацию в конце XVII века. Однако в XVIII веке, подобно путевому распеву, демественный распев начинает выходить из богослужебной практики Русской Православной Церкви. В результате современные суждения о демественном пении могут базироваться лишь на рукописной традиции и современной практике старообрядцев.

В конце XVI века в певческих рукописях появился термин «большой распев» или «большое знамя», относящийся к наиболее пространным мелодически развитым песнопениям. Они изобиловали развёрнутыми мелодическими построениями (мелодическими узорами), которые часто выпадали из текста песнопения и распевались на произвольно взятые слоги. Это и был большой знаменный распев.

В песнопениях этого распева один слог мог распеваться большим количеством звуков на протяжении долгого времени так, что было затруднено восприятие целого слова и терялось понимание на слух текста песнопения. Но этого и не требовалось, т.к. в большом знаменном распеве наиболее ярко проявилась эмансипация мелодического начала – это был как бы стиль «плетения словес» в музыке.

Итак, путевой, демественный и большой знаменный распевы образовали особый праздничный мелодический чин распевов.

Таким образом, итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии является становление двух принципиально разных педагогических систем. Одна из них была ориентирована на освоение древнерусской православной певческой культуры, другая – на освоение традиционной народной музыкальной культуры. Они и явились базой для дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите характерные черты 2-го периода развития музыкального образования.

2. Какое новое направление в данный период появляется, и в связи с чем?

3. В каких учреждениях проходило систематическое обучение музыке?

4. В каких городах периода феодального обособления русских земель появляются местные певческие школы?

5. Кто стал основоположником московской школы?

6. С чем была связана византийская музыкальная система осмогласия?

7. В чем особенность путевого распева?

8. Назовите черты демественного распева.

9. В чем особенность большого знаменного распева?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: