Шаг за шагом к Вынашиванию

Таким образом, чтобы начать процесс Вынашивания, вы должны, прежде всего, достичь тупика в стадии Насыщения, той точки, откуда вы не можете двигаться дальше по пути снабжения мозга информацией. Вы оказались на краю доступных знаний о рассматриваемой проблеме, но решения по-прежнему не видно.

Следующие шаги могут приблизить вас к стадии Вынашивания, хотя это только одно из возможных предложений — индивидуальных подходов может быть столько же, сколько есть творческих людей.

1. Соберите все свои рисунки, может быть не в том порядке, как вы рисовали их, так, чтобы аналоговые ри-

Писатель Джулиан Дюгид описывает процедуру, предложенную ему человеком, с которым он познакомился на борту корабля: «— Вы хотите писать рассказы? — спросил он. — Нет ничего легче. Ваш инстинктивный разум помнит каждое событие, когда-либо происходившее с вами... Он сам создаст из ваших переживаний сюжет. Вам нужно лишь потереть лампу.

— А техника этого? — спросил я.

— Наш инстинктивный разум никогда не спит. Это только высшие уровни мозга отключаются, когда мы ложимся спать. Вы достаточно легко можете проверить это на себе.

— Звучит интересно. Что я должен сделать?

— Это действительно интересно. Перед тем как отключиться, просто сообщите своему подсознанию, чего вы хотите. Наутро рассказ будет готов... Кстати, — сказал он чуть погодя, — здесь нечего бояться... Раб лампы — ваш слуга... И было бы неплохо звать его по имени.

Я решил, что буду звать этого незнакомца, таящегося внутри меня, Помощником».

Дюгид

«Меня убедили», 1941

И еще несколько примеров: Джулиус Кинг, главный дизайнер Центра передовых концепций компании «Дженерал моторе» говорит о том, что он консультируется со своим «Компаньоном», когда работает над творческим решением проблем.

Кинг указывает на то, что словарь Уэбстера определяет слово «компаньон» как (1) товарища и (2) как человека, которого нанимают для совместной жизни и услужения.

Из беседы, Лос-Анджелес, 19 октября 1984 г.


Художник внутри вас

Мильтон ссылался на свою «Небесную покровительницу, которая... диктует мне мои не обдумываемые заранее стихи»

«Песни создали меня, а не я их», — говорил Гете. «Это не я мыслю, — говорил Ламартин, — это мои идеи мыслят за меня».

Из книги Джейнс *Истоки сознания в анализе двухкамерного разума*, 1976

Математик Жак Адамар цитирует письмо, написанное ему лингвистом Романом Якобсоном:

«Знаки (образы) являются необходимой опорой для мышления... самой обычной системой знаков является то, что обычно называют языком; но внутреннее мышление, особенно в процессе творчества, охотно использует другие системы знаков, более гибкие, менее стандартизированные, чем язык, и оставляющие больше свободы, больше динамизма для творческого мышления».

Якобсон считал самыми эффективными для творческой работы «личные знаки, которые, в свою очередь, можно подразделить на постоянные знаки, относящиеся к общим привычкам и к индивидуальности рассматриваемого человека, и эпизодические знаки, которые создаются специально для участия в конкретной творческой работе».

Адлмлр

«Психология открытий

в области математики*,

сунки, сделавшие мышление видимым через чистый язык линии, смешались с рисунками, на которых вы изучали навыки восприятия, — реалистичными рисунками того, что находится «вовне». Вы увидите, что все пять приемов рисования, которые вы только что изучили, уже присутствовали в ваших аналоговых рисунках: края, негативные пространства, соотношения и пропорции, светотень, геш-тальт. В своих ранних рисунках вы использовали эти приемы подсознательно и интуитивно — вы в то время знали больше, чем знали, что знали. И наоборот, вы также обнаружите, что в ваших «реалистичных» рисунках присутствует невербальный язык линии: расположение в формате, жирные и тонкие линии, ломаные и плавные кривые, выразительные структурные формы, которые опять же использовались на подсознательном, интуитивном уровне. И еще вы обнаружите, что во всех ваших рисунках присутствует ваш личный стиль рисования — ваша уникальная подпись.

Теперь мысленно пересмотрите визуальную информацию и вербальные интерпретации, которые пробудили в вас эти рисунки.

2. Возьмите три своих «предварительных рисунка» и сравните их с позднейшими рисунками. Как и многие мои студенты, вы можете испытать шок, глядя на них. Может ли быть, что «предварительные рисунки» выполнял тот же самый человек? Можете ли вы разглядеть то «состояние ума», в котором вы выполняли свои предварительные рисунки (Л-режим или П-режим)? Вы видите, как зрительная информация трансформировалась в упрощенные, символические формы, дабы соответствовать языковым концепциям и программам вашего мозга? Задумайтесь над тем, насколько далеко вы ушли в овладении приемами рисования и в своей способности выражать себя через рисунок.

Теперь мысленно пересмотрите пять компонентов рисования и затем преобразуйте их в эвристику для решения проблем.

3. Отложите все в сторону и сосредоточьтесь на проблеме, на время приняв неизбежность ощущения беспокойства, которым сопровождается эта стадия перехода от Насыщения к Вынашиванию. Вы хотите, чтобы ваш мозг поработал над проблемой, поэтому вы должны быть готовы признать, что в данный момент вы не знаете решения. Это требует некоторой твердости, степень которой зависит, конечно, от важности проблемы.

4. Далее, пересмотрев все приобретенные к настоящему времени знания по исследуемому вопросу, знания, доведенные до предела, проинструктируйте свой мозг насчет поиска решения. Вы можете «бросить письмо в почтовый ящик», можете дать задание, которое должно


Приближение к волшебному мгновению

быть выполнено к определенному дню и часу, а можете просто сказать, как я сказала: «Ладно. Сам ищи».

5. Теперь вы свободны — можете ехать в отпуск или заняться другой работой, пока ваш мозг «думает в сторонке». Проблема останется где-то «на задворках» вашего ума, вне рационального сознания. Опять же можно ожидать, что вы будете испытывать чувство неудовлетворенности или беспокойства, даже острой тревоги, если проблема важна для вас. И даже осознание того, что беспокойство является неотъемлемой частью процесса, не поможет облегчить его. Вы должны просто иметь достаточно мужества, чтобы вытерпеть это.

Ваш мозг не подведет вас. В один прекрасный день, когда вы будете вести машину по шоссе или мыться в душе, ответ придет к вам как гром среди ясного неба.

Озарение: волнующий момент

Любопытной гранью четвертой стадии является то, что человек, вовлеченный в творческий процесс, сразу же распознает Озарение как «правильное». Поскольку оно отвечает всем частям проблемы и примиряет их, решение принимается сразу и с радостью, без вмешательства сомнений или вопросов. Возможно, в некотором смысле ответ удовлетворяет весь мозг. И хотя действительно творческие решения в искусстве, литературе и науке часто требуют дополнительного времени для осмысления, сама идея, стратегия, направляющий принцип зачастую приходят в это ослепляющее мгновение.

Кроме того, творец часто переживает эйфорическое ощущение эстетического удовольствия от красоты и элегантности Озарения. Доставляемые обратно в сознательный разум гармоничная цельность решения, единство проблемы и ответа на нее сами представляются произведением искусства. В этот волшебный момент сознание и бессознательное на мгновение обретают творческое единство, и Озарение сохраняется в памяти вместе с блаженством мгновения.

Анри Пуанкаре, великий французский математик, так описал мгновение внезапного Озарения, которое посетило его, когда он садился в трамвай:

«В тот момент, когда я поставил ногу на ступеньку, меня осенила идея, которая, казалось, никак не вытекала из моих предшествовавших мыслей, о том, что преобразования, которые я применял для определения фуксовых функций, были идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии.

Я не стал проверять эту идею... а вернулся к начатой беседе, но ощущал внутри полную уверенность. Вернувшись в Кан, на досуге я проверил этот результат — только для очистки совести».

Адамар

<Психолошя открытий

в области математики*,


Внутренняя сила

«Творец связан со своим творением уникальным образом; это вызвано, в первую очередь, тем, что он видит его как часть себя и как свой личный подарок миру... здоровое эго требует, чтобы его творения сообщались другим людям и принимались ими».

Джордж Неллер Искусство и -наука творчества*, 1965

Теперь вы готовы закончить работу, начатую вашим воображением. Творческий процесс вступает в последнюю фазу — фазу Верификации. Форма завершающей работы зависит от многих факторов, столь же разнообразных, как разнообразны люди и как многообразны вопросы, требующие творческого решения. Поэтому я буду полагаться на опыт читателя в избранной им сфере деятельности и обозначу только общие контуры стадии Верификации.

Одной из функций Верификации, как подсказывает само название, является проверка обоснованности Озарения — доказательство того, что оно соответствует реальности. Учитывая подробную и тщательную подготовку, осуществленную в стадии Насыщения, инсайт в большинстве случаев оказывается правильным и вполне отвечает ощущению абсолютной уверенности, которым сопровождается момент Озарения. Задача доказательства возлагается на сознательное «я», так что на протяжении всей последней стадии вы будете более или менее осознавать, что вы делаете.

Верификация, короткая или долгая

Время, требуемое для завершения работы, может варьироваться безгранично. Верификация может быть столь быстротечной, как время, требуемое для записи на бумагу стихотворения или доказательства теоремы, но может длиться и годы. В случае Марии Кюри, например, Верификация ее блестящего предсказания существования нового элемента в урановой руде потребовала нескольких лет тяжелого труда; именно столько времени потребовалось, чтобы выделить один грамм солей радия из восьми тонн урановой руды. К счастью, эйфория и радость Озарения сохраняются в памяти и помогают исследователю, как об этом свидетельствовала в своих записях г-жа Кюри, поддерживать энергию на протяжении последней стадии. Таким образом, «Ага!» порождает уверенность в работе, снижает беспокойство, питает мужество — и волю — для завершения проекта. Благодаря этому картина в конце концов оказывается написана, песня сочинена, формула проверена, книга, эссе или стихотворение написаны, эксперимент выполнен, продукт изготовлен, предприятие реструктуризировано, рекламная кампания проведена, а может быть, выполнено дело всей жизни.


Внутренняя сила

В течение этой последней стадии работа в изоляции может быть не лучшим обстоятельством, если только проблема не имеет глубоко личного свойства. Если цель вашего проекта — произвести на свет полезную новую идею или продукт, в некоторый момент этот продукт будет выпущен в реальный мир, и вы будете надеяться, что ваш продукт примут. Стадия Верификации, таким образом, может дать вам возможность проверить свой продукт: вы можете обсудить свои идеи с кем-то еще, и здоровая критика должна приветствоваться вами. Опять же для этого необходимы мужество и вера в свой труд, может быть, даже в большей степени, чем прежде. Помните, что вы сами должны позаботиться о данном вам свыше понимании. Если вы уклонитесь от этой последней стадии из опасения, что кто-то не согласится с вами или осудит вас, ваши творческие способности могут так и не обрести фактическую форму.

Еще раз об элементах красоты

В главе 19 я высказала предположение, что логика и речевые навыки Л-режима в последней стадии вернут себе господство. В большинстве проектов умонастроение, необходимое для Верификации, будет контролироваться в основном Л-режимом. Тем не менее, общая цель творчества — произвести на свет нечто полезное, но в то же время и эстетически красивое. Поскольку Верификация придает инсайту осязаемую форму, эстетическое чувство правильности и красоты поможет обеспечить конечному продукту отражение красоты, открытой вами в момент Озарения. По правде говоря, эстетическое чувство очень глубоко вплетено в весь творческий процесс, и этап верификации — не исключение. Поэтому я считаю полезным еще раз напомнить читателю три требования к красоте, сформулированные Фомой Аквинским: цельность, гармония и ясность. Эти три элемента способны осветить путь для Л-режима и помочь ему выполнить сознательную задачу Верификации. О каком бы продукте ни шла речь — будь то написание книги, составление программы, создание прототипа машины, разработка инвестиционной стратегии — воистину творческая работа никогда не бывает некрасивой; она всегда прекрасна, как в это свято верил Эйнштейн. Поэтому для Л-режима необходима удерживаемая на задворках ума направляющая эвристика П-режима, чтобы не допустить потерю красоты, пока сознательный процесс шаг за шагом движется к умозаключению.

Значит, в течение пошагового процесса Верификации держите где-нибудь в уголке ума три требования:

Во-первых, проверяя обоснованность своего инсай-та, продолжайте воспринимать целостность проекта внутри его граничной линии. Эта граница обрамляет проект

Анекдот про Эйнштейна:

«Я совершенно ясно помню случай, когда я выдвинул некое предложение, казавшееся мне разумным и обоснованным, и он не стал оспаривать его, а лишь сказал: "Уж очень некрасиво".

Когда уравнение казалось ему некрасивым, он фактически терял интерес к нему и не мог понять, почему кто-то готов тратить время на него.

Он был вполне убежден, что красота является направляющим принципом в поисках важных результатов в теоретической физике».

Герман Бонди, цитируется в книге Дж. Дж. Уитроу Эйнштейн: человек и его достижения*, 1973

Французский поэт и критик Поль Валери так говорил о Верификации:

«Господь дал вам искру, а ваше дело сделать из нее что-то».

Цитируется в книге Жака Адамара *Психология открытий в области математики», 1945


Художник внутри вас

«Ясность ума, инсайт или понимание возможны только тогда, когда мышление бездействует, когда разум молчит. Только тогда вы можете видеть ясно, только тогда вы можете сказать, что понимаете по-настоящему... только тогда вы обладаете непосредственным восприятием,потому что ваш ум более не путается.

Чтобы быть ясным, ум должен быть абсолютно безмолвным; только тогда есть реальное понимание и только тогда понимание становится действием. Другого пути нет».

Дж. Кришнамурти *Вы -мир*, 1972

и отделяет его от безмерного фона пространства и времени. Внутри своих рамок проект является одним целым, гармоничным и единым, все части его согласованы и неотъемлемы. Это integritas Фомы Аквинского, единство целого.

Во-вторых, анализируя и проверяя свой проект, переходя от одной его точки к другой, старайтесь воспринимать каждую часть в соотношении с каждой другой частью и с целым. Проникнитесь пропорциональностью и ритмом структуры, уравновешивайте и контролируйте все ее части. Это consonantia, или гармония, Фомы Аквинского — согласованность, симметрия и созвучие целого.

В-третьих, используйте процесс Верификации для восприятия проекта как вещи, которая является только собой и ничем другим: как оригинального, уникального продукта вашего мышления, никогда не существовавшего прежде. Придавая своей идее форму, следите за тем, чтобы каждая ее часть стыковалась с другими как нечто неизбежное — как единственный логический и эстетически возможный синтез. Это обнажает quidditas Фомы Аквинского, лучистую ясность, точность и разумность целого.

Когда последняя стадия Верификации завершена, вы — и отныне другие тоже — будете смотреть на свое творение и, видя его целостность, гармонию и сияние, переживать «ослепительно яркое безмолвное состояние эстетического наслаждения».

Сын Эйнштейна рассказывает об отце:

«Характер у него был скорее художника, чем ученого, как мы обычно представляем их. Например, его высшей похвалой хорошей теории или хорошему произведению искусства было не то, что они правильные или точные, но то, что они красивые».

Ганс Альберт Эйнштейн,

цитируется в книге

*К столетию Эйнштейна*,

Вывод

Для большинства людей вопрос «Как можно стать более творческой личностью?» очень важен. Я уверена, что ответ на этот вопрос можно найти в следующем парадоксе: человек становится более творческим, не стараясь быть более творческим, но, скорее, развивая ту часть своего ума, тот зрительно-образный режим работы мозга, который так глубоко вовлечен в процесс творческого мышления. Я искренне верю, что освоение художественного способа видения является одним из путей, ведущих к целям творчества в более широком плане. Есть, конечно, и другие маршруты, но биографии творцов говорят предельно ясно: зрительно-образные процессы являются центральными в творчестве.

Если вы не Эйнштейн, от природы одаренный силой визуализации, я полагаю, что любое улучшение навыков восприятия окажет положительное воздействие на ваши творческие способности. Представляется логичным, что добавление зрительных навыков к уже существующим речевым способностям увеличивает шансы на повышение общей мощности мозга.


Внутренняя сила

Рисование как новые возможности

Кроме того, овладение рисованием — воистину чудесный опыт, который очень трудно описать словами. Рисование дает вам ощущение силы — не силы над вещами или людьми, а какой-то необычной силы понимания, знания, проникновения. А может быть, это просто сама сила связи: через рисование вы сильнее привязываетесь к вещам и людям, и, возможно, именно эта крепнущая связь создает впечатление личной силы.

Когда рисуешь, всегда присутствует ощущение, что стоит только внимательнее присмотреться, заглянуть достаточно глубоко, и вам откроется какая-то тайна, вы глубже проникните в природу вещей в окружающем мире. Таким образом, обучение рисованию может длиться всю жизнь, поскольку такие тайны лежат на дне бездонного колодца, и искатель хочет, чтобы его поиски никогда не прекращались.

Читатель уже испытал на себе, что рисование и творчество полнятся парадоксами. Одним из таких парадоксов является то, что этот бесконечный поиск мучает, дразнит ложными надеждами и в то же время приносит глубокое удовлетворение. Художнику всегда кажется, что уж следующий рисунок обязательно раскроет то, что он ищет, а потом следующий, следующий... Другой парадокс состоит в том, что, глядя вовне и видя окружающий мир в художественном режиме зрения, вы постигаете самое себя. И наоборот, заглядывая внутрь себя, чтобы отыскать там дремлющего художника, вы постигаете внешний мир. Эти парадоксальные инсайты, я полагаю, формируют основу для чуда и ведут вас к новым творческим достижениям.

Если вы ступили на путь рисования, частое переключение в художественный режим восприятия становится для вас самой естественной вещью. Ваши реакции на окружающих людей, вещи и события каким-то неуловимым образом меняются, потому что вы видите вещи иначе. Поскольку ваши рисунки, что бы вы ни рисовали, часто обнажают неожиданную сложность и красоту, вы становитесь более любопытны и наблюдательны, и образы сохраняют в вашей памяти живость и яркость, не достижимые в обычных режимах восприятия. Со временем разум обогащается образами, тем самым обогащая мышление.

Но самое главное, может быть, состоит в том, что рисование может высвободить художника, таящегося в вас, ту часть вашей личности, которая слишком часто оказывается вне зоны действия сознания. Радость высвобождения вашего истинного потенциала к созданию красоты доступна вам, вам стоит только протянуть руку, лишь бы разум этого захотел.

«Я думаю, что это возвышенное чувство наблюдения за Природой — одна из главных радостей, которую доставляют мне мои попытки живописи... Весь мир открывается со всеми его сокровищами. Простейшие объекты обладают своей красотой... Это не может наскучить... Боже милосердный! Как много того, чем можно восхищаться, и как мало времени нам дано на это!»

Уинстон Черчилль Живопись как времяпрепровождение*, 1950


Алфавитный указатель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: