Мониторинг

АНКЕТА

В журналистике наряду с такими методами сбора информации, как наблюдение, интервьюирование, опрос и пр., применяется метод анкетирования. Данный метод пришел в журналистику из социологии и применяется для получения сведений по определен­ным вопросам от широкого круга людей. В результате обработки данных анкетирования создаются публикации, обладающие свое­образными чертами, позволяющими объединить их (публикации) в самостоятельную жанровую группу.

Название этого жанра может быть образовано от названия ме­тода получения информации, выступающего главным жанрообразующим фактором. Иначе говоря, этот жанр может быть назван «анкетой» по образцу жанра «интервью», тоже получившему свое название от наименования соответствующего метода.

Анкетирование дает в распоряжение журналиста достаточно сложный и разнообразный материал. Такой характер его объясня­ется, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что анкета, как правило, включает в себя достаточно много разных вопросов, нацеленных на выяснение тех или иных сторон явле­ния, которое становится центром внимания анкетируемых. При этом организатора анкетирования (или журналиста) могут инте­ресовать как характеристики самого предмета (т.е. сведения о сущ­ности предмета, его количественных и качественных характерис­тиках), так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету, ко­торый они рассматривают.

Во-вторых, в результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких (порой десятков) вопросов. В итоге создается большой объем разнообразной инфор­мации, которая требует своего упорядочения. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и струк­туре конкретное журналистское произведение.

Из публикации «Дикий запад» (Вечерняя Москва. 1999)
«Вечерняя Москва» регулярно проводит в столичных школах анке­тирование и опросы на разные волнующие темы. Сейчас весь мир следит за трагическими событиями в Югославии. Ученикам 8-го «А» класса школы № 1233 они также далеко не безразличны. Подтверждение тому ответы двадцати трех ребят на следующие вопросы «ВМ»: 1. Из-за чего самолеты НАТО начали бомбить Югославию? 2. Кто прав, а кто виноват в этой войне? 3. Задела ли ситуация на Балканах вас лично? 4. Пошли бы вы сражаться на эту войну, а если да, то на чьей стороне? 5. Изменилось ли ваше отношение к США в связи с военной опера­цией на Балканах? 6. Как вы оцениваете позицию России? 7. Стоят ли так называемые принципы государств — членов НАТО человеческих жертв? Далее излагается основной материал.
«Американцы вытерли ноги о югославцев» Если не считать одного эк­стравагантного мнения, со­гласно которому война нача­лась из-за того, что раньше Югославия была территорией США и теперь американцы хо­тят возвратить ее себе, в целом восьмиклассники проявили в первом вопросе солидную ос­ведомленность. Девять ребят причиной войны назвали кон­фликт между сербами и косовскими албанцами, в котором страны блока приняли албан­скую сторону. Шестеро вось­миклассников убеждены в другом. «Мне кажется, что США хотят испробовать свое усовершенствованное войско и оружие на слабой стране, где этот вид промышленности очень слабо развит, а потом перейти на более сильную страну»; «НАТО нападает, а Югославия защищается. Аме­рика искала козла отпущения и причину для нападения. С таким же успехом они могли напасть и на Россию из-за Чечни»; «Мне кажется, что Америка лезет не в свое дело. Она думает, что она самая главная в мире. Видимо, аме­риканцев что-то не устроило в Югославии и они вмешались в гражданскую войну, хотя ни­какого права на это не имели»; «Кто-то из властей Америки захотел еще большей власти в мире. И этот кто-то начал с наименее сильной страны»; «Американцы всегда считали себя самыми крутыми»; «Аме­рика хочет показать свою силу и доказать, что она есть жан­дарм мира. Еще Америка хо­чет развязать ядерную войну и использует Югославию как полигон для испытания ору­жия, по силе почти равного ядерному». Четыре восьмиклассника ответили на первый вопрос приблизительно так: «Прези­дент Югославии Милошевич не захотел, чтобы на террито­рию его страны были введены натовские войска, а это не по­нравилось Америке и она на­чала бомбить Югославию». А вот еще одно эмоцио­нальное мнение: «Американцы вытерли ноги об югославцев». Сила есть, ума не надо. Кто виноват и кто прав в войне между НАТО и Югосла­вией? Ответы на второй вопрос анкеты разделились таким об­разом: 13 восьмиклассников категорически обвиняют в войне НАТО и Америку. 3 ученика, наоборот, их счи­тают правыми, а оставшиеся 7 человек считают, что в этой войне нет правых и виноваты обе стороны. «Зачем применять силу? После бомбовых ударов кон­фликт только обострился. Сколько пострадало мирных жителей! Сколько беженцев! Македония уже не в состоя­нии принять всех бегущих от войны...»; «Америка обвиняет Югославию в кровопролитии, а сама убивает мирных жите­лей. США пришли в чужую страну и развязали войну»; «Америка не имеет права вме­шиваться во внутренние дела Югославии»; «Это территория Югославии, и американцы не имеют права ее бомбить»; «США, конечно, виноваты. Оставили бы они Югославию в покое, всем было бы только лучше. А то еще Россия туда вмешается, если не вмеша­лась»; «Теперь уже никто не поверит в цивилизованность Америки. Она бомбит ни в чем не повинных мирных жите­лей»; «В конце XX века ре­шать политические вопросы таким доисторическим спосо­бом — проливать кровь невин­ных людей! Нет, Америка не права!»; «США однозначно виноваты, они развязали вой­ну, втянув в нее и ряд евро­пейских стран»; «Наглость из Америки так и прет!» Теперь прислушаемся к сторонникам НАТО и Амери­ки, у них тоже есть свои аргументы: «Американцы правы, потому что они преуспевают всегда и везде»; «Мне кажет­ся, что правы американцы, они предупреждали югославов, те отказались». Третья группа — «взве­шенные» восьмиклассники — высказывается следующим образом: «США от имени НАТО действует по принци­пу «сила есть, ума не надо», а Югославия, вернее Милоше­вич, просто глупо и упрямо не соглашается на переговоры»; «Обе стороны не правы. Юго­славия могла бы пойти на ус­тупки и прекратить граждан­скую войну. А Америка могла бы не начинать эту войну, а попробовать решить эту про­блему другим способом»; «В этой войне правых нет, есть только жертвы и агрессоры. Действия США и НАТО на­рушают устав ООН о между­народном праве. Действия Милошевича тоже нельзя на­звать правильными, так как он никого не слушает»; «Правых в этой войне нет. Ни в коем случае нельзя было допускать, чтобы гибли невинные люди, вне зависимости от нацио­нальности». Обидно, что с мнением России не считаются. Только одну девочку из 8-го «А» война на Балканах никак не задела. Остальные двад­цать два ее одноклассника не скрывали своей тревоги, оза­боченности. «Возмущаюсь не­дальновидной позицией НАТО. Значит, за любое не­согласие можно идти войной на любое государство?»; «Я эту войну еще не понимаю, но почему-то я ее боюсь»; «Чув­ствую себя задетым, потому что все люди братья»; «Мы с Югославией одна семья, по­этому мне за нее больно»; «Россия будет помогать Юго­славии, и прольется кровь рус­ских солдат»; «Жалко невин­ных людей, но разве можно что-то сделать?»; «Югославы тоже славяне, тоже православ­ные, и вообще так американ­цы и до нас доберутся, если вовремя их не поставить на место»... Многие ребята считают, что балканский кризис рано или поздно коснется России, и очень переживают по этому поводу. В ответах сквозит оби­да за державу: «Особенно за­девает то, что с мнением Рос­сии не считаются!»; «Если Америка навязывает свою волю одной стране, то почему это не может произойти с Рос­сией? И разве можно принять то, что более сильный без вся­кого на то права командует более слабым?»
Лучший из всех, наверное, этот ответ: «Поскольку я живу на этой планете, то меня волнует все, что на ней происходит». В данном отрывке — примерно половина текста журналистки Мари­ны Мацкявичене, но и он дает возможность судить о публикации как об особом жанре печати, который мы обозначили именем «анкета». В чем своеобразие представленной публикации? Во-первых, она представляет собой совокупность мнений разных людей по важным, с точки зрения составителя анкеты и журналиста, вопросам. И в этом плане публикация является не чем иным, как ком­ментарием, но комментарием достаточно своеобразным, поскольку свое мнение высказывают двадцать три человека (т.е. это «массовый коммен­тарий»). Во-вторых, публикация имеет сложную и своеобразную структуру. Она состоит из энтимем (так в логике определяются сокращенные формы умо­заключений, которые обычно применяются в повседневном обыденном мышлении), иначе говоря — логических отрезков, каждый из которых содержит ряд высказываний «реципиентов» (т.е. ответов школьников на вопросы анкеты), и эти ответы служат либо аргументами в пользу какого-то тезиса, либо посылками, из которых вытекают определенные умозак­лючения. И тезисы и умозаключения едины в одном, а именно в том, что они являются суждениями самой журналистки. Таким образом, из отдель­ных энтимем создается цепь силлогизмов, возникает то, что называется доказательным рассуждением. А это уже — свидетельство осмысления пред­мета отображения (войны в Югославии), его причинно-следственный, оценочный анализ, что и позволяет относить данную публикацию к ана­литическим жанрам (и в частности — к жанру «анкеты»).

Публикации в жанре «анкеты» в настоящее время появляются на страницах многих газет и журналов («Независимой газеты», «Литературной газеты», «Вечерней Москвы» и т.д.). Популярность этого, относительно трудного с точки зрения подготовки жанра объясняется тем, что он позволяет удовлетворять потребность ауди­тории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

в начало

Тип публикаций, появляющихся на страницах современной периодической печати под рубрикой «мониторинг», получил свое название от активно используемого в настоящее время при изуче­нии процессов, протекающих в обществе, одноименного вида со­циологического исследования. Мониторингом называется определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически по­вторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Предметом мониторинга выступают конкрет­ные характеристики (выбор их зависит от цели мониторинга) раз­личных явлений непосредственно в момент исследования.

В ходе мониторинга активно применяются разные методы, осо­бенно статистические, контент-анализ (например, подсчитывает­ся, сколько раз на протяжении определенного времени на страни­цах какой-то газеты появляется имя определенного политика) и т.д. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» како­го-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию раз­вития этого явления. Указанные особенности предмета, цели, ме­тодов отображения действительности при подготовке публикаций, определяемых понятием «мониторинг», и становятся основой, определяющей характер этих публикаций как «представителей» самостоятельного жанра журналистики.

Из рубрики «Мониторинг»
(Мир за неделю. № 12. 1990) На 16 ноября количество упоминаний политических персон и партий в централь­ной прессе, занесенных в базу данных Отдела мониторинга центральных СМИ, достигло 40 189. На долю «Трибуны» приходится 1170 записей, что составляет 2,9% от общего ко­личества упоминаний полити­ков и партий в центральной прессе. Рейтинг партий по коли­честву упоминаний на страни­цах «Трибуны» выглядит сле­дующим образом: в центре внимания оказалось «Един­ство» с 34 упоминаниями (18,1% от общего числа упо­минаний партий на страницах газеты), из которых 7 поданы негативно, 5 — позитивно и 22 — нейтрально окрашены. Да­лее, в порядке убывания по количеству упоминаний, сле­дуют: ОВР с 28 упоминания­ми, или 14,9% от общего ко­личества упоминаний партий на страницах «Трибуны», из которых 2 — негативных, а 9 — позитивных; КПРФ — 21 упоминание (9,6%), из ко­торых 5 — негативных и лишь одно — позитивное; 16 упоми­наний — у «Отечества». У ос­тальных партий и движений — менее 15 упоминаний. Из политических персон чаще всего на страницах газе­ты упоминаются Борис Ель­цин (88 раз), Владимир Путин (57), Борис Березовский (42), Юрий Лужков (38), Сергей Степашин (31). У трех из них идет преобладание негативной составляющей над позитив­ной. Особенно здесь выделя­ются Ельцин с 49 негативны­ми упоминаниями (что состав­ляет более половины всех упоминаний о нем в газете) и Березовский (27 из 42 и к тому же ни одного позитивного). Если в прессе в целом за отслеживаемый период нейт­ральной информации — 71%, негативной — 20%, а позитив­ной 9%, то для «Трибуны» эти позиции распределились как 53, 35, 12%. Отдел мониторинга центральных СМИ Центра региональных прикладных исследований по заказу газеты «Мир за неделю».
Нетрудно заметить, что данная публикация по своим характеристи­кам напоминает так называемую событийную заметку, излагающую ка­кие-то итоги (об этом речь шла в главе 2). Однако «мониторинг» отлича­ется от такой заметки как высокой степенью «развернутости» содержа­щихся в нем сведений, так и специфическим характером этих сведений. Специфичность эта заключается в том, что они представляют собой ре­зультаты социологических исследований, проводимых по особой, науч­но обоснованной методике. Кроме того, такие сведения обычно подаются в определенных соот­ношениях, они сравниваются, обобщаются, оцениваются. То есть в тек­сте превалирует не фактографическое, а аналитическое начало. Так, в представленном выше тексте присутствует ярко выраженный статисти­ческий анализ «пребывания» разных политических партий и персон на страницах прессы.

Именно нацеленность мониторинга на изучение определенно­го состояния какого-то явления и позволяет относить такого типа материалы к исследовательским, аналитическим жанрам.

Поскольку мониторинг является достаточно трудоемким и требующим специальной социологической подготовки видом ис­следования действительности, то квалифицированно проводить его могут, разумеется, прежде всего социологи. Тем не менее и журна­листы также принимают участие в таких исследованиях. Но в ос­новном им приходится выполнять при подготовке мониторинга для своего издания прежде всего редакторские функции.

в начало


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: