XIX век. Рисунок Жана-Батиста Дебре

Рисунок Жана-Батиста Дебре. Наказание раба-африканца в Бразилии

Джованни Сегантини, «Возвращение из леса».

Франсуа Милле «Сбор хвороста».

Уинслоу Хомера, Торнадо-убийца.

Худ. Василий Верещагин, Посещение узника его семьей в Италии

Эдуар Мане, Баррикада в Париже 1871 г.

Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохраненную в 19 в., оно неустанно демократизируется. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев 17 в., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство 19 в. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключенные или военнопленные, люди социального дна. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Пленники и рабы пришли еще в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять.

В картинах мастеров 19 в. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Нерешенные социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества — однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.

В 19 в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, где сценки быта изображены уже подчеркнуто реалистично, чрезвычайно правдиво, с большей или меньшей долей идеологических установок. Среди художников — сторонников бытового жанра -

· Теодор Руссо

· Оноре Домье

· Венецианов и его школа

· Эдуард Мане

· скульптор Константен Менье

· Эдгар Дега

· Врубель, Михаил Александрович

· Репин, Илья Ефимович

· Ярошенко, Николай Александрович

· Серов, Валентин Александрович

· Пьер-Огюст Ренуар

· Поль Гоген

· Хокусай

· Андо Хиросиге

· Кете Кольвиц

· Адольф Менцель и др.

Особое место в искусстве 19 в. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле, итальянцаДжованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). И без туманных намеков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего 19 века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства, из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства.

·

Гюстав Курбе, «Бедная крестьянка зимой»

·

Уинслоу Хомер, Пленные на фронте

·

Винсент ван Гог, «Крестьянка копает картошку»

·

Винсент ван Гог, "Воспоминание о саде в Эттене"

·

Эдгар Дега, Абсент

·

Илья Репин, Вечерницы, Третьяковская галерея

·

Врубель, «Дуэль Печорина с Грушницким», иллюстрация к повести «Герой нашего времени».

·

Поль Гоген, «Женщина с тропическим фруктом».

·

Джон Сингер Сарджент, Улица в Венеции, 1882 г.

·

Генри Скотт Тьюк, «Все на помпу!», 1888 г.

·

Якуб Шиканедер, «День Всех святых», 1888 г.

·

Эмиль Фриан, «День Всех святых» (Посещение кладбища), 1888 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: