Рисунок Жана-Батиста Дебре. Наказание раба-африканца в Бразилии
Джованни Сегантини, «Возвращение из леса».
Франсуа Милле «Сбор хвороста».
Уинслоу Хомера, Торнадо-убийца.
Худ. Василий Верещагин, Посещение узника его семьей в Италии
Эдуар Мане, Баррикада в Париже 1871 г.
Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохраненную в 19 в., оно неустанно демократизируется. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев 17 в., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство 19 в. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключенные или военнопленные, люди социального дна. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Пленники и рабы пришли еще в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять.
|
|
В картинах мастеров 19 в. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Нерешенные социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества — однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.
В 19 в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, где сценки быта изображены уже подчеркнуто реалистично, чрезвычайно правдиво, с большей или меньшей долей идеологических установок. Среди художников — сторонников бытового жанра -
· Теодор Руссо
· Оноре Домье
· Венецианов и его школа
· Эдуард Мане
· скульптор Константен Менье
· Эдгар Дега
· Врубель, Михаил Александрович
· Репин, Илья Ефимович
· Ярошенко, Николай Александрович
· Серов, Валентин Александрович
· Пьер-Огюст Ренуар
· Поль Гоген
· Хокусай
· Андо Хиросиге
· Кете Кольвиц
· Адольф Менцель и др.
Особое место в искусстве 19 в. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле, итальянцаДжованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). И без туманных намеков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего 19 века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства, из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства.
|
|
·
Гюстав Курбе, «Бедная крестьянка зимой»
·
Уинслоу Хомер, Пленные на фронте
·
Винсент ван Гог, «Крестьянка копает картошку»
·
Винсент ван Гог, "Воспоминание о саде в Эттене"
·
Эдгар Дега, Абсент
·
Илья Репин, Вечерницы, Третьяковская галерея
·
Врубель, «Дуэль Печорина с Грушницким», иллюстрация к повести «Герой нашего времени».
·
Поль Гоген, «Женщина с тропическим фруктом».
·
Джон Сингер Сарджент, Улица в Венеции, 1882 г.
·
Генри Скотт Тьюк, «Все на помпу!», 1888 г.
·
Якуб Шиканедер, «День Всех святых», 1888 г.
·
Эмиль Фриан, «День Всех святых» (Посещение кладбища), 1888 г.