Примерами сказок данного типа могут служить “ Девочка и медведь ”, “ Ивашко и ведьма ”, “ Учитель и ученик ”, “ Ольшанка ”, “ Мальчик-с-пальчик ”, “ Морозка ” и др.
Герои сказок – мальчик или девочка, или мальчик и девочка, или группа мальчиков (“семь братьев”). В сказках данного типа рассказывается о пребывании детей в лесу у страшного существа, которое может их погубить, – Бабы Яги, Морозки, лешего, медведя и т.п.
Сюжет их прост и однотипен: дети попадают в лес; в лесу они проходят своеобразное испытание; выдерживают это испытание; награждаются; возвращаются домой. Некоторые сказки состоят из двух повторяющихся сюжетных ходов; отличие их в том, что в одном рассказывается о герое, который удачно проходит испытание и возвращается домой с подарками, а второй ход – это неудачное подражание первому: герой не выдерживает испытания и погибает. Сопоставление правильного и неправильного поведения придает сказке нравоучительный характер.
Работу над сказками данного типа необходимо строить с учетом их сюжетных особенностей. Сюжет их состоит из следующих мотивов (здесь используются “карты Проппа”):
|
|
Отправление | → | Испытание | → | Награждение | → | Возвращение |
Типы героев выделяются и характеризуются в связи с развитием сюжета. При этом необходимо выяснить, к какому из миров – “миру добра” или “миру зла” – принадлежит герой, а также как, когда и почему герой попадает из “своего мира” в “иной мир” и кто хозяин “иного мира”.
Вопросы и задания
- Опишите жилище героя сказки. Как оно называется?
- Как и почему герой попадает в “иное” царство?
- Где находится “иное” царство?
- Кто является хозяином “иного” царства? Всегда ли он носитель зла?
- Опишите “иное” царство.
- Из картотеки персонажей волшебных сказок выберите карточки с героями, которые встречаются в сказках о детях, ведьмах и людоедах. Какие герои никогда не участвуют в данных сюжетах?
- Из картотеки сюжетных мотивов волшебной сказки (“карт Проппа”) выберите такие, которые встречаются в сказках данного типа, и составьте, опираясь на них, свою сказку.
- Какая из схем сказочного пространства (“сказочная карта”) подходит к сказкам о детях, ведьмах и людоедах?
- В чем особенности художественного мира сказок данного типа?