Консультация специалиста
К группе диалогических жанров принадлежат на радио и рекламные консультации специалистов. В отличие от обычной монологичности печатных разновидностей консультация на радио, как правило, включена в обрамление разговора. Консультация открывается, обычно, вопросом ведущего к представителю заинтересованной фирмы о достоинствах ее продукции, за которым следует развернутый рассказ об этих самых достоинствах.
По такой схеме рекламируется, например, на протяжении длительного времени аппарат квантовой медицины «Рикта». Директора компаний обстоятельно рассказывают о двухстах болезнях, которые излечивает этот аппарат, о его поистине чудодейственных возможностях. Ресурсы диалогизма в данном случае используются недостаточно.
Динамичнее, как правило, рекомендуют аудитории свои услуги руководители многочисленных риэлтерских фирм. Здесь, помимо вопросов ведущего и ответов рекламодателя, привлекаются также отклики клиентов, удачно воспользовавшихся предлагаемой услугой. Диалог тем самым значительно обогащается. Голоса клиентов, которые были привлечены к консультациям, сообщают рекламе дополнительную убедительность.
Подобный прием - ссылка на оперативное излечение от недуга неких пациентов - широко используется в консультациях, посвященных описанию лекарств и пищевых добавок. Итак, жанр рекламной консультации представляет собой монологичное или диалогичное детальное разъяснение профессионалом-специалистом достоинств продвигаемого товара или услуги.
Наиболее полно возможности диалогизации и драматизации реализуются в жанре радиоспота, под которым подразумевается драматургическая миниатюра — сценка из жизни. На наш взгляд, в этом жанре максимально полно могут быть осуществлены все преимущества радиокоммуникации, о которых говорилось ранее. Здесь и естественность разговорной речи, и уместность «охов» и «ахов», и органичность возможного музыкального и шумового фона.
«Рекламный ролик в жанре радиопьесы способен передать то, чего не в силах сделать ни один так называемый «проклама-тивный» (призывный) ролик: жизнеощущение... Распределением ролей в радиоспектакле занимается режиссер, которому значительно уступают Бергман и Феллини: наша фантазия. Она обеспечивает идеальный состав исполнителей. Благодаря ей мы «видим» в радиоспектаклях не только людей, но и обстановку действия: природу, города, деревни, улицы, дома»1, — пишет немецкий исследователь.
Цикл эффектных радиоспотов разработала в 2001-2002 годах фирма «Главпродукт». Она провела успешную кампанию и по популяризации имиджа своей марки, и по продвижению основных продуктов этой фирмы — тушенки и сгущенки. В радиосценках хорошо переданы различные бытовые ситуации.
Вот супруги собираются на дачу. И вдруг обнаруживается, что съестного запасено недостаточно. Супруг срочно отправляется по магазинам и, запыхавшись, возвращается обратно.
Реплика жены:
— Ну, принес?
Реплика мужа:
- Ох, три магазина обегал, везде говорят: «Кончилась!». Еле
достал.
Жена:
- Теперь порядок, поехали на дачу!
Здесь неназойливо, «развлекательно» выражены очень ценные рекламные мотивы: активность спроса на товар, его высокие качества, его наличие во многих магазинах и др. Помимо «сборов на дачу», прозвучали сценки об очереди в магазине за тушенкой «Главпродукта» «как при Брежневе», об огорчении опоздавшей покупательницы, которой знакомая кассирша уступила тушенку, отложенную для себя. Сюжеты сценок обыденны, понятны каждому слушателю.