Несколько парковых картин, воспринимающихся с различных видовых точек, композиционно увязанных между собой

Живые изгороди, боскеты и фигурная стрижка деревьев и кустарников используются для декоративного оформления улиц, плотного обрамления участков сада, создания фона для монументов, зеленых кулис летних театров и эстрад, четкой перспективы на какой-либо объект, для разграничения участков, спортивных площадок, маскировки отдельных сооружений. При создании живых изгородей и бордюров используют густые и строго регулярные одно-, двух- и трехрядные посадки из хорошо стригущихся деревьев (ель, туя, можжевельник, липа, вяз, граб, бук, клен полевой) и кустарников (бирючина, боярышник, ирга, кизильник, разновидности сирени и др.).

Вертикальное озеленение вьющимися растениями применяется для создания теневых и ветровых экранов, оформления фасадов зданий, декорирования глухих торцовых стен, озеленения балконов, лоджий, пергол, беседок, теннисных кортов и т. п. Некоторые виды вьющихся растений (виноград девичий, трехконечный, пятилисточковый, настоящий, амурский, актинидия крупная, глициния китайская, древогубец, карказон маньчжурский и др.) достигают по высоте 15—20 м.

Декоративный газон — дерновой покров, создаваемый путем посева и выращивания определенных видов, трав, преимущественно многолетних злаков. Газоны занимают значительную часть озеленяемой территории и подразделяются на партерные, обыкновенные садово-парковые и луговые. Партерные газоны из густых низкорослых трав одноцветной окраски располагают у общественных зданий, памятников, декоративных водоемов, фонтанов, скульптурных групп. Для устройства обыкновенных газонов используются смеси из нескольких злаковых многолетних трав с различными типами кущения, что обеспечивает их декоративность, способность сопротивляться вытаптыванию, теневыносливость, долголетие. Луговые газоны создаются обычно в крупных парках путем улучшения естественных травостоев.

Цветочное оформление — одно из основных наряду с газонами средств украшения площадей, бульваров, садов и парков. У общественных зданий, памятников, спортивных сооружений, на улицах и площадях обычно используют регулярные приемы оформления цветников — партеры, клумбы, рабатки, вазы, вертикальные композиции. Формируются они преимущественно из летних цветов, двухлетних, коврово-лиственных и лиственно-цветущих культур. В садах и парках, при озеленении жилых территорий все большее применение находят ландшафтные типы цветников: массивы, группы, миксбордеры*, цветущие лужайки и одиночные посадки из многолетников. Крупномасштабные композиции в виде цветочных массивов размером 100— 1000 м2 и более формируют в парках на полянах преимущественно из одноцветных растений — многолетников ярких расцветок. Групповые посадки свободных очертаний размером от 3—5 до 40—50 м2 - - наиболее распространенный вид цветников.

Бордюры из многолетников в виде полосы шириной 1—3 м, а иногда и до 5 м обычно применяются для окаймления дорог и площадок, устраиваются из невысоких растений компактной формы с обильным цветением и размещаются в солнечных, защищенных от ветра местах. Одиночные посадки кустов многолетников подчеркивают композиционно наиболее важные места на газоне: у входов в здание, на поворотах дорожек, на скрещении дорог и т. д. и рассчитываются на обзор с расстояния 2—3 м. Цветочные группировки регулярного типа компонуются в сочетании с декоративными вазами и другими малыми архитектурными формами в виде квадратов, кругов, прямоугольников, трапеций и неправильных фигур. Их размещают на городских площадях, скверах, бульварах, входных зонах парков.

* Миксбордер — вид цветочного оформления, характерный многократной сменой цветения в течение вегетационного периода, создаваемый путем подбора красивоцветуших травянистых, преимущественно многолетних растений.

Архитектурно-художественные принципы композиции. Лучшие произведения садово-паркового искусства наделены многими совершенными художественными качествами — каждая часть ансамбля по-своему выразительна и в чем-то связана с другими, все они расположены в определенном последовательном порядке, хорошо соотносятся между собой и с человеком по абсолютным и относительным размерам, согласованы колористически и т. д. Зеленое строительство включает в себя понятие садово-паркового, пейзажного искусства, поэтому при формировании растительных композиций необходимо иметь в виду ряд эстетических требований. Среди них к важнейшим относятся следующие.

Единство, пропорциональность частей. Соразмерность, правильное отношение составных частей к целому, деталей — к основному, побочных объектов — к главному являются основой формирования садово-паркового ансамбля. Предметы и формы должны находиться в стройной взаимосвязи, подчиняться общей идее, быть в определенных пропорциональных соотношениях. Это единство проявляется как внутри каждой пейзажной картины, так и в согласованности отдельных пейзажных частей с ландшафтом в целом. Отдельная группа растений должна восприниматься со всей композицией как единое целое, в пределах самой группы каждое растение также должно согласовываться в размерах, форме и структуре с другими, находящимися рядом. Однако единство форм не следует понимать просто как собрание схожих, однотипных элементов, которые часто приводят к монотонности в композиции. Недостаток разнообразия вызывает ощущение бедности пейзажа, чрезмерное нагромождение цветовых и других эффектов утяжеляет композицию или «разваливает» ее.

Один из приемов, позволяющих подчеркнуть единство композиции, заключается в уравновешенности пейзажной картины. В регулярной планировке равновесие достигается часто путем повторения одинаковых предметов и расстояний между ними по обе стороны от планировочной оси (аллеи, эспланады, партера и т. д.). При свободной, живописной планировке объекта озеленения равновесие выражается иначе. По ту и другую стороны находятся детали, хотя и несхожие, неодинаково расположенные, но так подобранные, скомпонованные, что внимание, уделяемое тем и другим, уравновешивается. Например, мощный дуб, расположенный по одну сторону оси пейзажа, может потребовать для равновесия пейзажной картины целой молодой рощи по другую сторону оси.

Пример единства и согласованности отдельных элементов пейзажа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: