Протестантизм в искусстве

Пиетизм

Пиетизм, появившейся в XVII–XVIII вв., провозгласил первенство внутреннего религиозного переживания – «религии сердца» – над догматикой. В эпоху Просвещения мистические устремления пиетистов противостояли культу разума и, в то же время, вдохновляли многих известных музыкантов, литераторов, художников того времени. Пиетисты подвергли критике ортодоксальное лютеранство и внесли значительное оживление в работу университетов, школ, миссий по всей Европе.


Идея равенства всех людей перед Богом, роком, смертью нашла свое отражение во многих произведениях изобразительного искусства эпохи Реформации. Одно из них представлено в музейной экспозиции – уникальная гравюра, изданная в Любеке в 1723 г. (издатель Л. Зуель). Гравюра выполнена по оригиналу созданному Бернтом Нотке в 1463 г. для капеллы церкви св. Марии в Любеке (сгорела в 1942 г.). Многофигурная живописная композиция опоясывала капеллу в виде фриза длиной 30 м. Неотъемлемой частью картины 1463 г. являлся стихотворный текст, который в 1701 г. заменили стихи Натаниэля Шлотта, любекского поэта и педагога. На экспозиции нашего музея впервые опубликован перевод на русский язык поэмы Натаниэля Шлотта «Пляска Смерти».

Огромную популярность на территориях, поддержавших реформы Лютера, приобрели карикатуры на папу римского. Они изображались, в том числе, и на многочисленных медалях, одна из которых представлена на экспозиции («Папа-оборотень», Германия, XVI в.).

В Виттенберге, на долгие годы ставшем оплотом протестантов, работала гравировальная мастерская великого Лукаса Кранаха Старшего, хорошо знавшего Лютера. В этой мастерской издавались реформаторские брошюры, титульные листы которых представлены на экспозиции (Лукас Кранах Старший «Две ужасные фигуры», Виттенберг, 1523 г.). В них без труда угадывается намек на папу.

В странах Европы, принявших протестантизм, под влиянием идей Лютера сформировалась особая социально-культурная среда, определившая новые пути развития культуры, новую эстетику повседневности. На экспозиции представлены лучшие произведения художников-протестантов Луки Гасселя, Якоба Саверея, Адама де Колония, Хендрика ван дер Влита и др. из музейной коллекции голландской и фламандской живописи и гравюры XVI-XVII вв.

       
 
«Христос и Ханакеянка» Лука Гассель
 
«Ноев Ковчег» Якоб I Саверей
 

Протестантизм в России

В России протестантизм появился в XVI веке. На территории Санкт-Петербургской губернии исконно проживали исповедующие лютеранство финны и ингерманландцы, в столице работали приглашённые на службу в империю немцы, голландцы, англичане, французы, швейцарцы, которые принадлежали к различным протестантским конфессиям. Среди них - многие выдающиеся деятели русской истории, например, сподвижники Петра I Франц Лефорт (1656-1799), вице-адмирал Корнелий Иванович Крюйс (1657-1727), президент Берг-коллегии Яков Виллимович Брюс (1670-1735), Андрей Иванович Остерман (1686-1747) и многие другие. До принятия православия протестантками было большинство принцесс, ставших впоследствии русскими императрицами, в том числе и София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская - будущая императрица Екатерина Великая (1762-1796).

На экспозиции, раскрывающей тему протестантской культуры в Петербурге, представлены:

· портрет пастора пастора Таубенхайма,

· юбилейные медальоны, в т.ч. и посвященные 400-летию протестантизма

· Повседневное облачение лютеранского пастора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: