Введение. Спецсеминар «Теория литературных жанров» ведется на филологическом факультете Казахстанского филиала МГУ имени М.В

Спецсеминар «Теория литературных жанров» ведется на филологическом факультете Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова с 2003 года, являясь начальной формой научно-теоретической подготовки студентов-филологов. Общеизвестно, что теория литературы как филологическая дисциплина и научное направление достаточно сложна. Студент в процессе работы в спецсеминаре должен усвоить идею о том, что современная наука базируется не только на содержательных знаниях, которые стремительно обновляются, но и на технологиях их обретения.

Работа со студентами будет успешной, если они к начальному этапу работы в спецсеминаре уже обладают специальной подготовкой по курсу фольклора, введения в литературоведение, истории русской литературы, основам культурологии. Цель спецсеминара - представить основные литературные жанры, выделенные в отечественном и зарубежном литературоведении. Кроме того, спецсеминар должен приобщить студентов к сфере научного творческого исследования; углубить их знания по теории литературы; сформировать навыки, необходимые студентам для самостоятельной профессиональной деятельности;

Теория литературных жанров имеет свою методологическую концепцию, свой язык терминов и категорий, свой способ осмыслить научную литературу (метод). Обращаю внимание преподавателей и студентов на то, что университетского учебника (учебного пособия) по курсу «Теория литературных жанров» пока не создано, но имеется электронный учебник В.А. Пронина[1], в котором представлены общие вопросы курса, сведения о лирических жанрах, имеется литература к каждому разделу, задания для самостоятельной работы. Однако эпические и драматургические жанры в этом учебнике отсутствуют, что требует от студентов самостоятельных поисков и решений как по научной, учебной и справочной литературе, так и в сети Интернет. Поэтому в рекомендациях учитывается литература общего характера по теории жанров и жанровой системе (классические работы М. Бахтина, Д. Лихачева, Г. Поспелова, Н. Кравцова, М. Гаспарова и др.), справочная литература, а также обязательная и дополнительная литература к каждой конкретной теме (в первую очередь, 4 раздел «Тип произведения» хрестоматии Н.Д. Тамарченко[2]) и малодоступная монография О.В. Зырянова «Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект»[3].

В связи с тем, что этот спецсеминар, как правило, проводится на втором курсе, то в его задачи входит выработка у студентов умение видеть и формулировать в жанровом аспекте исследовательскую проблему; находить пути и методы ее решения; подбирать и использовать научно-исследовательскую литературу; отражать этапы своей работы в разных жанровых формах научного исследования – в виде плана, конспекта, реферата, тезисов, доклада, истории вопроса, курсовой работы; правильно оформлять библиографический аппарат исследования; овладевать научным стилем устной и письменной речи; выступать с сообщениями и докладами, отвечать на вопросы, аргументированно отстаивать свою точку зрения; обсуждать и оценивать устные выступления сокурсников и их письменные работы.


Содержание разделов учебной дисциплины

«Теория литературных жанров»

1. Введение в литературоведческое исследование. Характеристика тематики и проблематики семинара. Основные методы литературоведения: исторический обзор и современное состояние. Сравнительные возможности разных методов применительно к тематике и проблематике семинара. Обзор основной литературы по теории литературных жанров.

2. Виды и этапы научного исследования. Этапы научного исследования (выдвижение рабочей гипотезы, составление плана и т.д.). Работа с библиографическими источниками: поиск и отбор научной литературы и материалов; конспектирование, реферирование, библиографический обзор. Цитирование. Оформление сносок и списка литературы. Характеристика научного стиля. Требования к содержанию и структуре научного текста. Жанры научного исследования, их использование в спецсеминаре.

3. Основные теоретические понятия и проблемы спецсеминара. Характеристика основных категорий, связанных с научной проблематикой семинара (тип произведения, литературный род, жанр). Категория жанра в современном научном изучении. Обзор основных теоретических работ по теории жанра.

4. Библиографический обзор по темам. Сообщения студентов. Характеристика изученных материалов и научно-исследовательской литературы. Реферативное изложение основных работ. Сопоставление различных точек зрения. Обоснование применимости найденных источников в собственном исследовании. Обсуждение сообщений: широта и полнота обзора, аргументированность оценок, глубина понимания исследовательских концепций, логика и композиция сообщения, стиль изложения.

5. Задачи и направление исследования. Сообщения студентов. Выбор темы.Формулирование целей и задач исследования. Рабочая гипотеза. План и структура работы. Методология и методика анализа. План-конспект и тезисы будущего доклада. Обсуждение: глубина и осмысленность исследовательских задач, степень творческой самостоятельности, адекватность методологии, логичность структуры, стиль изложения.

6. Научные доклады по темам. Рецензирование и обсуждение докладов: доказательность выводов, обоснованность научных результатов. Владение навыками исследовательской работы. Методология и методика исследования. Композиция, язык, стиль доклада. Соблюдение жанровых требований научного доклада. Дискуссия по проблематике доклада.

7. Сообщения студентов по процессу написания курсовой работы. Формулирование основных положений курсовой работы с учетом результатов обсуждения научного доклада. Композиция работы. Предполагаемые научные результаты и выводы. Обсуждение содержания и построения работы, стиля сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: