Литературного произведения

Формат доклада о жанровой природе

По организации работы в спецсеминаре

Методические рекомендации преподавателю

Защита курсовой работы.

Спецсеминар является учебной дисциплиной, которая осуществляется по программе «Теория литературных жанров». Основной объем материала изучается на семинарских занятиях, целью которых является подготовка к научной работе, обучение основным формам научных исследований по литературоведению. Методическая работа преподавателя направлена на осуществление контроля самостоятельной работой студентов (индивидуальной работой над научной темой, чтением, конспектированием, реферированием литературы). Итоговый контроль (зачет) в 3 семестре осуществляется в форме оценки доклада по теории и истории вопроса, а также участия в обсуждении других студенческих докладов; в 4-м семестре – в оценке доклада на конференции молодых ученых «Ломоносов» и итоговом выступлении по материалам курсовой работы. По курсовой работе выставляется дифференцированный зачет.

Методические указания студентам

Самостоятельной работе студентов в спецсеминаре отводится основная роль, ведь он посвящен обучению их основам научной работы. От каждого студента требуется создание индивидуального научного продукта: доклада, курсовой работы.

Перечень заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Индивидуальные сообщения по проблематике спецсеминара

2. Реферирование научных статей по теории литературных жанров

3. Анализ художественных текстов в жанровом аспекте

4. Составление библиографического списка литературы по теме исследования.

5. Аннотирование работ по теме исследования (по выбору студента).

6. Конспектирование теоретических и историко-литературных работ.

7. Составление плана и написание тезисов доклада.

8. Написание текста доклада.

9. Выступление с докладом на конференции молодых ученых «Ломоносов».

10. Создание на основе доклада курсовой работы.

11. Защита курсовой работы.

Критерии оценки курсовой работы:

1. соответствие выбранной теме;

2.логичность изложения;

3.элементы научных исследований;

4.стиль изложения;

5.ссылки на источники и исследования.

(не более 7 минут):

1) Хэндаут около двух страниц (в печатном и в электронном виде – на адрес krivoshapova-t@yandex.ru, либо презентация PowerPoint

2) Заголовок, указание фамилии автора.

3) Общая информация: название, рамочные компоненты и т.д.

4) Творческая история произведения.

5) Интерпретация жанровой природы текста в формальном и содержательном аспектах.

6) Для эпических и драматических текстов - сюжет, композиция, проблематика, система образов.

7) Интерпретация текста в современной автору и современной нам литературной критике. Привести примеры.

8) Яркие литературные особенности произведения – тропы и фигуры. Привести примеры.

9) Библиографический список.

10) Не позднее, чем за 2 дня до доклада необходимо прислать на адрес спецсеминара хэндаут доклада или презентацию. Желательно, чтобы при наличии хэндаута докладчик распечатал его текст и принес хотя бы по одному экземпляру на два человека.

Формат реферата по научной статье или монографии (около 3 стр.)

1) Реферат должен быть обязательно представлен и в печатном, и в электронном виде (на адрес krivoshapova-t@yandex.ru и на общий адрес группы).

2) Общая информация о статье или монографии: фамилия автора, название и т.д.

3) Время и место публикации.

4) Основные положения статьи или монографии – перечень и комментарий поставленных проблем.

5) Общая оценка реферируемого издания.

Общая литература

1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

2. Энциклопедия «Кругосвет» - статьи о многих авторах и литературных школах. www.krugosvet.ru

Примерная тематика курсовых работ:

1. Жанровая природа мемуарной литературы (по выбору студента)

2. Эпистолярный роман Ф. Достоевского «Бедные люди» в контексте его личной переписки

3. Жанровая природа романа Е.И. Замятина «Мы».

4. «Роман с кокаином» М.Агеева в контексте модернистской прозы

5. Рассказ Б. Зайцева «Сон»: лирико-эпическая полифония.

6. Дневник писателя как жанровая форма (Ф.М. Достоевский, З.Н. Гиппиус, И.А. Бунин - по выбору студента).

7. Жанровые признаки поэзии русского имажинизма (С. Есенин, А. Кусиков – по выбору студента).

8. Трансформация житийного канона в «Преподобном Сергии Радонежском» Б. Зайцева.

9. Анекдот как претекст в поздних новеллах Е. Замятина.

10. Особенности романного жанра (Г. Газданов «Пробуждение» или другой роман – по выбору студента).

11. Жанр литературной биографии (Б.К. Зайцев - «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» - по выбору студента).

12. Письмо как внутренний жанр в романе В.В. Набокова «Приглашение на казнь».

13. Жанровая полифония творчества И.А. Бунина.

14. Вопросы жанрообразования в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи».

15. Циклы Александра Блока.

16. Книга рассказов Владимира Набокова «Возвращение Чорбы»

Вопросы для итогового контроля (3 семестр)

1. Тип произведения и категория рода и жанра как научная проблема.

2. Система фольклорных и литературных жанров.

3. Лирические жанры. Твердые и свободные формы.

4. Элегия как традиционный жанр лирической поэзии.

5. Ода как жанр торжественной лирики.

6. Эпиграмма – истоки, жанровая специфика, связь с пародией.

7. Эпитафия - жанровая специфика, история развития.

8. Сонет – возникновение, жанровая специфика.

9. Стансы - истоки, история развития, жанровая специфика.

10. Мадригал - истоки, история развития, жанровая специфика.

11. Эпиталама истоки, история развития, жанровая специфика.

12. Послание - истоки, история развития.

13. Поэма, ее родовая специфика и жанровые разновидности.

14. Жанр как подражание

Вопросы для итогового контроля (4 семестр)

1. Структура эпического произведения.

2. Эпические жанры (специфика, проблема сюжетообразования).

3. Средние эпические формы: повесть (жанровое своеобразие).

4. Малые формы - жанровая специфика:

· рассказ,

· новелла,

· очерк,

· фрагмент.

5. Крупные жанровые формы:

· мениппея,

· роман,

· роман-эпопея.

6. Структура драматического произведения.

7. Драма как род и жанр.

8. Классическая и неклассическая драма.

9. Комедия как классический жанр драматургии.

10. Трагедия как классический жанр драматургии.

План спецсеминара:

Наименование темы Задания для самостоятельной работы студентов
Тип произведения и категории рода и жанра. Чтение и обсуждение главы 1 из электронного учебника В.А.Пронина «Теория литературных жанров» «Алгебра и гармония жанра».
Роды и жанры как научная проблема. Феномен литературного и фольклорного жанра. Реферирование статьи Т. Касаткиной «Жанровое наименование как ключ к художественной реальности»
Система фольклорных и литературных жанров. Индивидуальные сообщения по работам Д.С.Лихачева, Н.И.Кравцова, Ю.В. Стенника о системе жанров, составление схемы «Система литературных жанров».
Эволюция жанрового сознания русской лирики реферирование одноименной монографии О. Зырянова
Канонические и неканонические структуры в лирике. Ода, сонет, сатира, элегия, послание, идиллия, баллада. Чтение глав из электронного учебника В.А.Пронина «Теория литературных жанров», подобрать примеры классических текстов каждого из лирических жанров. Индивидуальное сообщение по монографии О.В.Зырянова
Жанр как подражание Чтение заключительной главы из электронного учебника В.А.Пронина «Теория литературных жанров»
Эпические жанры. Твердые и свободные формы. Чтение 1 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика»,
Структура эпического произведения. Эпический мир и сюжет Индивидуальные сообщения - анализ эпического сюжета (по выбору).
Субъект изображения и слово в эпике. Чтение 2 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика»,
Проблема эпического героя Индивидуальные сообщения - анализ эпического героя (по выбору).
Эпопея и роман Чтение 9 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», индивидуальные сообщения по статьям М.Бахтина, составить перечень наиболее известных романов-эпопей
“Твердые” и “свободные” формы в эпике: новелла, повесть, рассказ, очерк, эссе Чтение 10 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», индивидуальные сообщения - составить список авторов, работающих в малых жанрах.
Структура драматического произведения: аспект “завершения”. Катастрофа и катарсис Чтение 3 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», анализ структуры драмы (конкретный текст по выбору).
Мир драмы: поступок героя и его судьба. Завязка, развязка и перипетия. Чтение 4 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Сценический эпизод и композиция Подготовка к контрольной работе «Интерпретация драмы «Дом» Е.Гришковца».
Слово (речь) в драме: монолог, диалог, реплика; ремарка, вставной текст Чтение 5 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Герой в драме: драматический характер, тип, роль (амплуа) Чтение 6 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Классическая и “новая” драма. Трагедия, комедия, драма как жанр Чтение раздела из хрестоматии Тамарченко «Теоретическая поэтика».
Структура лирического произведения. Чтение 7 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика»,
Автор, лирический субъект, лирический герой, герой “ролевой” лирики. Интерпретация стихотворения О. Мандельштама «Я не слыхал рассказов Оссиана!»
Структура лирического произведения: Мир и событие Чтение 8 раздела из хрестоматии Н.Д. Тамарченко «Теоретическая поэтика», подготовка к контрольной работе по структуре стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил. Любовь еще, быть может»
Цикл как жанр Чтение книги Дарвина М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. - Красноярск, 1988.

Обязательная литература

1. Лихачёв Д.С.Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы // (Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. – С. 79-95.

2. Лихачёв Д.С. Отношения литературных жанров между собой // Лихачев.Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1978. https://ksana-k.narod.ru/Book/poet/index.htm

3. Касаткина Т. Жанровое наименование как ключ к художественной реальности fm-dostoevskiy.narod.ru/doc/Kasatkina_T_O_tvoryaschei_prirode_slova2004

4. Кравцов Н.И. Система жанров русского фольклора // Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 83-103.

5. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост.: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек, Е.А. Цурганова; Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. 4-е изд., перераб. и доп.- М., 2006. С. 387-395. https://tezaurus.oc3.ru/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=10

6. Поспелов Г.Н. Теория литературы. – М.: Издательство «Высшая школа»,1978.

7. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.-208 с.

8. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Русская литература. 1972. № 4. С. 93—101.

9. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы теории и поэтики. Л., 1982. С.100.

10. Чернец Л.В. О функциях литературного жанра // Серия литературы и языка. Т. 38, №6, 1979. – С. 543-549.

11. Кузнецов Илья. Проблема жанра и теория коммуникативных стратегий нарратива // Критика и семиотика. Вып. 5, 2002. С. 61-70. https://www.nsu.ru/education/virtual/cs5kuznetsov.htm

12. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. Л., 1936 (или современное издание)

Дополнительная литература ко всем разделам

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. (Эпос и роман. О методологии исследования романа) М., 1979. https://mmbakhtin.narod.ru/eposrom.html

3. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // https://mmbakhtin.narod.ru/romslov.html

4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. – 500 с.

5. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.

6. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1997.

7. Гаспаров. M.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов комментариях Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1993. 272 с. https://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasparov.htm

8. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. кн. 3. М., 1958.

9. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1964.

10. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. - Красноярск, 1988.

11. Лотман Ю. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.

12. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986.

13. Зырянов О.В. Русская интимная лирика 19 в.: проблемы жанровой эволюции: учебное пособие. Екатеринбург, 1999.

14. Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2004.

15. Гуковский Г.А. Элегия XVIII в. - Русская поэзия XVIII в. - Л., 1926.

16. Гуковский Г.А. К истории русской оды XVIII в // Поэтика. Т. 3, - Л., 1927.

17. Державин Г.Р. Рассуждения о лирической поэзии или оде. // https://derzhavin.lit-info.ru/review/derzhavin/001/17.htm

18. Русская элегия XVIII - начала XX века. Л., 1991.

19. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

20. Французская элегия XVIII-XIX веков в переходах поэтов пушкинской поры. - М., 1989.

21. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.

22. Греческие эпиграммы. М.-Л., Academia, 1935.

23. Русская эпиграмма XVII-XIX вв. Л., 1958. - (Библиотека поэта).

24. Русская стихотворная эпитафия. СПб., 1998. - (Новая библиотека поэта).

25. Русская эпиграмма (XVIII - начало XX в.). Л., 1988. - (Библиотека поэта).

26. Царькова Т.С. И в эпитафии напишут. // Звезда, 1997, № 10.

27. Эпиграммы греческой антологии. М., 1999.

28. Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985.

29. Гроссман Л. Поэтика сонета. Проблемы поэтики. М.-Л., 1928.

30. Михайличенко Б.С. Теория сонетного жанра. Самарканд, 1995.

31. Русский сонет. Сонеты русских поэтов XVIII - начала XX в. М., 1983.

32. Русский сонет. М., 1998.

33. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

34. Рогинская О.О. эпистолярный роман: поэтика жанра
и его трансформация в русской литературе // АКД М.: РГГУ. 2002. https://www.ruthenia.ru/document/507275.html

35. Олди Генри Лайон. Сеанс магии с последующим разоблачением или секстет для эстета https://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=kaleidoskope;action=display;num=1122912823

36. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л.: Издательство: ЛГУ, 1985.- 208 с.

37. Захаров В. Н. К спорам о жанре // Жанр и композиция литературного произведения. / Научн. ред., сост. В.Н.Захаров. Петрозаводск, 1988.

38. Леонова Т.Г Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982, С. 195-196.

39. Кривощапова Т.В. Русская литературная сказка конца XIX - начала XX веков. - Акмола, 1995; ее же. Условные жанровые формы в русской литературе – Астана: ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, 2002. 220 с.

40. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). Свердловск, 1992. (глава «Возрождение памяти жанра»).

41. Сказка серебряного века. М., 1994.

42. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика. Автореферат докт. дисс. М., 2002.

43. Литературная сказка: история, теория, поэтика. - М„ 1996;

44. Литературная сказка: История. Поэтика. Методика преподавания. М., 1997.

45. Левченкова О.С. Феномен чуда русской литературной сказки 30-90 гг. ХХ века // Филологические науки. 2000, № 5. С. 72–80. https://www.philol.msu.ru/~xxcentury/st_lev4enkova.htm

46. Жанровая специфика литературной сказки // https://referatz.net/diploms/links4059624.html

47. Мурыгина О. Интертекстуальность в современной детской литературе и литературной сказке // https://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2091&level1=main&level2=articles

48. Мировая словесность для детей и о детях. Вып.4. - М., 1999; вып. 5. М., 2000; вып.6.-М.,2001.

49. Современные проблемы метода, поэтики и жанров русской литературы. / Научн. ред., сост. В.Н.Захаров - Петрозаводск, 1991.

50. Без имени. Жанровое наименование как ключ к художественной реальности. // Русский журнал https://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/kasat/book/b13.html

Политика учебной дисциплины: спецсеминар включает такие виды мониторинга как текущий, промежуточный и итоговый контроль, что реализуется в оценке регулярных выступлений, презентаций, индивидуальных заданий студентов.


" В условиях, когда каждый жанр может быть представлен как пучок различительных признаков, целесообразно говорить не о наборе жанров данной традиции, а об их системе, поскольку сами различительные признаки задают структуру жанрового пространства и возможные принципы иерархической организации. Не исключено, что в каких-то случаях окажется целесообразным введение и количественных характеристик для определения места данного жанра в данной традиции (или расстояния между двумя жанрами в жанровом пространстве),... <которое> должно характеризоваться такими критериями, как степень его дифференцированности, степень глубины (расстояние между наиболее или наименее специализированными жанрами в терминах различительных признаков), степень гибкости (количество жанров, способных к передаче данного содержания, проблема синонимии) и т. п. Представление жанров данной традиции как системы не только позволяет определить разрешающую силу этой традиции и соответствующую нагрузку данного жанра и, следовательно, детали функционарования этой системы, но и создает условия для решения задач диахронической фольклористики, в частности, позволяет обратиться к в н у т р е н н е й р е к о н с т р у к ц и и жанрового пространства."

[В.Н.Топоров, МВС, (1974), 8-9; 31.11.]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow