Защита и критика идеи самодержавной власти в русской публицистике XVI века.
Развитие концепции государственной власти в «Сказании о Магмет-салтане» Ивана Пересветова: всемерное усиление роли государства и самодержавного монарха. Противопоставление мудрого и грозного турецкого царя Махмет-салтана безвольному христианскому Константину-царю. В чем видит Иван Пересветов идеал государственного правления? Влияние фольклора и устной речи на стиль публициста.
Столкновение двух социальных позиций – родовитого боярства и служилого дворянства в Переписке Андрея Курбского с Иваном Грозным.. Откровенно публицистический характер их переписки. Дополнение политического спора между противниками чисто литературной полемикой – о границах «ученого» и «варварского» в литературе. Первое послание А.Курбского Грозному- блестящий образец классического риторического стиля. Своеобразие стилистической манеры Ивана Грозного, саркастически точно проанализированной А.Курбским в его втором послании к царю.
Апология московского самодержавия в «Степенной книге». Создание «Стоглава» и «Великих Миней Четиих» под руководством митрополита Макария как попытка властей взять под свой контроль культуру и литературу в Московской Руси. Дать краткую характеристику этих произведений.
Основные факты биографии Ивана Грозного. Характеристика Ивана IV, данная в «Летописной книге», приписываемой И.М.Катыреву-Ростовскому (гл. «Написание вкратце о царях московских»).
«История о великом князе Московском» А.Курбского – стремление объяснить, как московский царь, прежде «добрый и нарочитый», дошел до такого злодейства. Плод «беззаконного» брака Василия III. Иван Васильевич и “избранная рада”. Влияние Вассиана Топоркова и “презлых советников”.
Иван Грозный – лицедей в жизни, политике и литературном творчестве.
“Послание в Кирилло-Белозерский монастырь”: эволюция от показного смирения к суровому выговору. Юмор, приближающийся к скоморошеству, в “Послании к Василию Грязнову” и первом “Письме к А.Курбскому”. Отражение глубокой депрессии Грозного в духовном завещании 1572 года.
Иван Грозный в “зеркале” мемуаров иностранцев, исследований историков и народных исторических песен.
Влияние формирующегося в русской культуре стиля барокко на восприятие личности Ивана Грозного и изображение его в литературных произведениях.
21. “Добрые” и “злые” жены средневековой Руси.
“Святая” Ольга (“Повесть временных лет”): ее жизнь после мести за мужа и некролог. Ярославна (“Слово о полку Игореве”) – образцовая жена князя-воина.Преданная до гроба Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”). Мудрая и верная жена Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Заботливаяжена, мать, хозяйка Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”, написанное Каллистом Осоргиным). В какой мере и в чем именно названные персонажи воплощают в себе рекомендации “Домостроя”?
Как характеризует “злых жен” Даниил Заточник в своем “Слове”? Прелюбодейка Улита из “Сказания об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы”.