Сатирические произведения XVII века.
Любовная тема в русской литературе XVII века.
Предприимчивые женщины русских повестей XVII века.
Татьяна – героиня «Повести о Карпе Сутулове». Связь фабулы повести с мировыми «бродячими сюжетами» и русской классической литературой XIX века. Аннушка из «Повести о Фроле Скобееве» – активная защитница своего женского счастья. В какой мере названные персонажи соответствуют образу идеальной женщины, данной в «Домострое» Сильвестра.
Любовь земная и любовь небесная в изображении «Повести о Тверском Отрочем монастыре». Пример любовного пикирования средневековых влюбленных в «Сказании о молодце и девице». Укоризна старикам, ищущим любви юных девушек в «Притче о старом муже и молодой девице». Брак как дипломатический и политический акт в «Повести о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне». Развитие любовной темы в поздней средневековой литературе как проявление возрожденческих тенденций.
24. Проблема «отцов» и «детей» в бытовых повестях XVII века.
Сочувственное отношение к нарушителю общественной “домостроевской” морали в «Повести о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин». Герой этой повести – человек “бунташной” эпохи, когда ломался традиционный уклад жизни. Связь “Повести” с фольклорными традициями. Ее герой – предтеча “маленького человека” русской классической литературы XIX века.
Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине». Новый тип героя в этом произведении. Влияние на повесть религиозной легенды и волшебной сказки. Бытовые реалии XVII века в «Повести».
Почему герои этих произведений терпят жизненное поражение?
Обличение средневекового судопроизводства в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». Связь этих произведений с фольклорной традицией.
Сатирическое изображение жизни монахов Троицкого Калязинского монастыря (на левом берегу Волги, против города Калязина) в пародийной «Калязинской челобитной».
Связь с традициями средневековой деловой письменности и фольклора. Гуманистическая направленность «Повести о бражнике», обличающей формальное благочестие и рационалистически комментирующей некоторые сюжеты, связанные с апостолами Петром и Павлом, царями Давидом и Соломоном, святым Николаем и Иоанном Богословом.
Раскол в русской церкви: его причины и трагические последствия. Аввакум, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: история их взаимоотношений. Трансформация жанра в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанного». Характеристика литературного стиля писателя. Аввакум – человек и писатель эпохи барокко. Глубокая эмоциональность стиля писателя, свойственный ему смех сквозь слезы, гордое самоуничижение. Роль бытовых чудес в его «Житии».