Исследования. Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу

Тексты

Литература

Дополнительная

Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 122–132.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212–241.

Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И. Фонвизина // Вестник ЛГУ. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 1986. Вып. 3. С. 32–38.

Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. 1987. № 3. С. 57–71.

Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (К спорам о художественной природе пьесы) // Взаи­модействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII–ХIХ вв. Куйбышев, 1988. С. 19–35.

Занятие 10. «Ода Г.Р. Державина «Фелица»

Вопросы для обсуждения:

1. История создания и публикация оды. Исторические прото­типы героев произведения Державина.

2. Жанровое своеобразие оды «Фелищ».

3. Композиция и сюжет оды.

4. Вопрос об авторе-повествователе в лирическом произведе­нии и основные формы выражения авторского начала в оде.

5. «Восточный» колорит оды, его функции и формы.

6. Символика оды. Звукопись, цветопись. Ритмический рису­нок произведения.

7. Процесс опрощения одической поэзии и различные уровни его проявления в «Фелице» Державина (образный, жанровый, стилевой и др.). «Забавный русский слог» произведения.

8. Проблема художественного метода Державина-одописца в современной научной литературе.

Задания для обсуждения:

1. Выпишите из од Ломоносова и оды «Фелица» слова и выра­жения, характеризующие государя, образцы пейзажных зарисо­вок, элементы автобиографизма. Что нового внес в поэтику оды Державин по сравнению с Ломоносовым?

2. Подготовьте сообщение на тему «Ода Г.Р. Державина «Фе­лица» в оценке русских поэтов XVIII в.»:

Костров Е.И. Письмо к творцу оды, сочиненной в похвалу Фелице, царевне Киргизкайсацкой (1783);

Хвостов А.С. (Козодавлев О.П.?). Письмо к татарскому мурзе, сочинившему «Оду к премудрой Фелице» (1783);

Козодавлев О П. Письмо к Ломоносову (1784);

Николев Н.П. Ода к премудрой Фелице of старого русского пииты из царства мертвых (1783—1787);

Капнист В.В. Ответ Рафаэла певцу Фелицы (1789);

Аноним. Стихи на изображение Фелицы (1790).

3. Графически изобразите композицию оды «Фелица». Выде­лите элементы традиционного и новаторского в построении Дер­жавиным одического произведения.

4. Найдите сходство и отличие в изображении Екатерины II в оде Державина «Фелица» и в работе скульпторов М.А. Чижова и А.М. Опекушина, художника М.О. Микешина и архитекторов Д.И. Гримма, Н.П. Осетрова, создателей памятника императри­цы в Санкт-Петербурге (1873).

Державин Г.Р. Фелица // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 561—564; для сравнения — с. 93— 95 («Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова).

Благой Д.Д. Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959. С. 140—147.

Серман КЗ. Державин. Л., 1967. С. 5—69.

Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 81—86.

Западав А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Держа­вин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190—199.

Занятие 11. Эволюция образа автора в поэзии Г.Р.Державина.

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетика подобия как основополагающий принцип искус­ства классицизма. Жанровый канон «оды» и пути его преодоле­ния в русской поэзии XVIII в. Рост индивидуально-авторского начала в практике русских одописцев второй половины XVIII столетия.

2. Автобиографическая основа одического творчества Г.Р. Дер­жавина и основные формы автобиографизма в художественном произведении.

3. Изображение мира и человека, собственной жизни в поэ­зии Державина. Как меняется авторское отношение к действи­тельности (ср. послание «К первому соседу» и послание «Храпо­вицкому»)?

4. Изменения в формах выражения личности автора в оде «Фелица» и «Евгению. Жизнь Званская». Эволюция образа авто­ра в творчестве Державина и ее отражение в жанре, композиции, сюжете, стиле, ритмике произведений.

5. Связь эволюции образа автора с эволюцией художествен­ного метода поэта. Особенности художественного метода стихот­ворений Державина «Памятник» и «Признание».

Задания для обсуждения:

1. По справочной и учебной литературе выясните, такими были основные каноны построения одического произведения, выяви­те круг одописцев-современников Г.Р. Державина определите их вклад в развитие поэтики оды.

2. Выпишите из текста произведений Державина фрагменты, доказывающие автобиографический характер творчества поэта. Дайте определение лирического героя стихотворений. Как эта характеристика соотносится с вашим представлением о Держави­не, человеке и писателе?

3. Определите жанр стихотворений, особенности их стиля и ритмического рисунка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: