Повесть о Василии Кориотском

Историческая эпоха первого тридцатилетия XVIII века определила поэтику жанра гистории, которая характеризуется главенствующим положением категории героя среди других категорий повествования: здесь сюжет, композиция и стилистика определены центральным положением героя и задачей его максимально полного раскрытия. Основная единица сюжета – эпизод. Сюжет повести делится на несколько эпизодов:

  1. Жизнь Василия в родительском доме  
  2. Служба во флоте и пребывание у голландского купца.  
  3. Жизнь Василия на разбойничьем острове.  
  4. Пребывание при австрийском дворе.  
  5. Козни флоренского адмирала  
     

Персоналии русского классицизма

Законодателем жанра сатиры стал Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), продолжатель французского Просвещения. До Кантемира в русской литературе сатирическое направление существовало, но оно не было оформлено в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к сатирическим произведениям утвердившимися в европейской литературе классицизмом, не было строго оформленных сатирических жанров в русской литературе. Кантемир первым создает произведения в жанре поэтической сатире. Тем самым Кантемир решал две задачи: его сатира длжна была иметь боевой характер, высокую степень диалогизма, а также необходимо было реформировать этот стих. Кантемир подошел вплотную к выполнению этой задачи, хотя его стаиры написаны в силлабической системе. Кантемир сделал уступку тоническим принципам: он писал силлабическим тринадцатисложником и, после знакомства с трактатом Тредиаковского, допустил в свой стих после пятого или седьмого слога цезуру.

Главная идейная задача жанра сатиры – осмеяние порока, который искажает идеал. Наиболее востребованный художественный прием для писателя-сатирика – прием иронии, а также гипербола, увелиивающая порок. Писатель использует подтекст, с высоты которого он оценивает окружающую действительность. Ближайшие жанровые родственники сатиры – комедия, басня, эпиграмма. При этом сатира может смыкаться с разными родовыми началами. Она может быть прозаической, может быть драматической.

Кантемир написал всего 8 сатир. Кантемир использует живописные аргументы для доказательства своих мыслей: аргкументы представлены речевыми портретами персонажей. Сатира может быть отнесена к корпусу риторических жанров и имеет риторические конструкции. Кантемир использует также прием авторских комментариев, пояснений. Таким образом голос автора и голос персонажа уравновешиваются в своей значимости, что придает сатирам Кантемира лиро-эпических характер. Самые известные сатиры Кантемира – «К уму своему, на хулящих учения», «филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных». Все сатиры Кантемира можно объединить единой мыслью о необходимости борьбы и высменивания невежества.

Великим современником Кантемира, основателем другого ведущего литературного направления классицима, одического, был Михаил Васильевич Ломоносов, создавший национальный образец жанра оды, не повторяющий европейскю оду. Он стремился в своей поэзии создать универсальный образ мира, включающий в себя землю, космос, природу, науку. У Ломоносова была особая природа таланта, соединявшая в себе эстетику и науку. Большинство его произведений одновременно являются и научными трактатами, и стихотворными произведениями («Письмо о пользе стекла»). Наибольшее количество од у Ломоносова – торжественные оды. История торжественной оды уходит корнями в античную литературу (Пиндар, Сафо и т.д.), когда одой называли лирическое стихотворение с широкой тематикой. Ломоносов оставляет лирическое содержание и вводит в оду ораторскую установку. Лирический жанр обретает черы ораторского слога.

Ломоновский одический канон.

Канон – единство формальных и содержательных признаков жанра.

1. Торжественная ода всегда посвящена общественно важным событиям, она не может иметь случайного содержания.

2. Торжественная ода имеет высокий стиль.

3. Торжественая ода имеет риторическую композицию. Это особый метр, разработанный Ломоносовым: торжественная ода пишется только александрийским стихом (четырехстопный ямб).

4. Обязательное наличие десятистишной строфы.

Вместе эти признаки создают ломоносовский одический канон.

Ломоносов предъявлял к поэтической речи особые требования, а именно считал, что поэтическая речь должна быть пышной, великолепной, изобильной, как это пристало идеалу. По Ломоносову, поэтическая речь должна быть распространенной, а именно слово должно обрастать целой сетью зависимых слов. Что создает особый рисунок фразы, основанный на приеме замкнутого периода.

Прием замкнутого периода – симметрично распложенные мелкие синтаксические единицы включаются в иерархию соподчиненных элементов. Среди художественных приемов Ломоносова наиболее востребован прием метафоры. Благодаря этому, в поэзии Ломоносова одухотворены и выступают как живые многие неживые, абстрактные явления и предметы. Отсюда самыми частотными мотивами в его поэзии являются мотивы восторга, устремленности ввысь. Символами этой устремлености являются образ Олимпа, Парнаса и т.д.

Другими жанровыми разновидносятми оды в поэзии Ломоносова являются ода духовная, ода анакреотическая, ода горацианская.

Полемика между журналами «Всякая всячина» и «Трутень».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: