double arrow

Вопрос №9.Социально-философская проблематика «Дон Жуана» Мольера. Проблема метода в комедии

Вопрос №8. Идейно-художественный анализ комедии Мольера «Тартюф».

высокая комедия Мольера. Пьеса «Тартюф».

следующие комедии Мольера развиваются в традициях «Школы мужей» и «Школы жён». Сюжетная канва типична: пожилой человек находит себе сироту и пытается воспитать из нёе жену по своему вкусу, но она находит себе молодого возлюбленного. В подобных пьесах формируется канон высокой комедии. Это пятиактные пьесы в стихах, и они воспроизводят социально типичных персонажей. Мольер создаёт образцы высокой комедии в 1664 – 1670 гг.

Пьеса «Тартюф» существовала в трёх редакциях. Первая из них была поставлена в 1664 г. по случаю именин Анны Австрийской. В этой пьесе королева-мать усмотрела выпад на её «Общество святых даров», которое распространяло идеи благочестия, но на самом деле выполняло роль тайного сыска. На Мольера начались гонения, и он вынужден был создать новую редакцию комедии, которая вышла в 1666 г. Главный герой из священника становится дворянином, смягчаются наиболее острые моменты, добавляются три акта. Третья редакция пьесы была поставлена в 1669 г. Пьеса превратилась в своеобразный диспут о Тартюфе и природе лицемерия. Как результат, Тартюф не появлялся в первых двух актах. Появлялись лишь мнения о нём и нравы, в которых Тартюф мог бы появиться – слепое подчинение власти, неумение определить истину.

Оргон в своей дружбе с Тартюфом смотрит на внешние проявления его святости. Активную роль в интриге играет служанка Дорина. Тартюф становится распорядителем в доме Оргона. Мольер показывает двоемыслие, когда поступки человека расходятся с его истинной природой. В основе философии Тартюфа – неприкрытая корысть и возможность распоряжаться чужими судьбами. Единственное препятствие для него – огласка. Все его поступки мотивируется некими благими намерениями. Поведение Тартюфа – поведение своеобразного провокатора. Он вызывает определённую реакцию своими действиями, и поймать его можно лишь с привлечением человеческого опыта. Но в конце пьесы Тартюф превращается в политическую силу. Мольер вводит по цензурным соображениям благую развязку, но искоренить двоемыслие нельзя. Это был первый опыт политической комедии, которая не прижилась во времена Людовика XIV.




образ главного героя в пьесе Мольера «Дон Жуан».

первой реально поставленной пьесой Мольера является «Дон Жуан» (1664 г.). Сюжет был заимствован Мольером у испанского драматурга Тирсо де Молины. Но Молина обращал внимание на религиозную тематику, а Мольер – на социальную. Дон Жуан предстаёт запоздалым представителем либертинажа с его погоней за удовольствиями. Герой Мольера – типичный французский аристократ XVII века. Дон Жуан свободен от социальной ответственности и откровенно презирает любые занятия. Особенно презрительно он относится к третьему сословию и его патриархальным устоям. Главная характеристика героя – нигилизм. Дон Жуан у Мольера – очень симпатичный человек, открыто демонстрирующий свой цинизм, не лицемер. У героя Мольера свободный, во всём сомневающийся ум. Дон Жуан живёт здесь и сейчас. В конце пьесы Дон Жуан избирает путь лицемерия – единственный способ уйти от ответственности и проблем. Но тут его настигает кара Божья. Но и за гробом Дон Жуан продолжает сеять неудобства и пороки.



В комедии Мольера много комических положений и фарсовых ситуаций. Мольер нарушает единство действия и времени. «Дон Жуан» написан в прозе. Такой свободой комедия Мольера предвещала просветительскую комедию.






Сейчас читают про: