Творчество В.Хлебникова

Творчество В.Маяковского

Родился 19 (7) июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами. В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.
Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности – Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились), написанное впоследствии оценивал очень критически. В 1911, после нескольких попыток поступить в какое-либо художественное учебное заведение, Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией. С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения Ночь, Утро) появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: Пощечина общественному вкусу. Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности». Авторы многочисленных мемуаров подчеркивают любовь Маяковского к классике, блестящее знание поэзии Пушкина и т.п., пытаясь уравновесить декларации такого рода. Они были типичны для многих левых течений в искусстве начала 20 в. (ср. итальянский футуризм, Дада, сюрреализм). В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского – Я! с иллюстрациями автора и его товарищей по Школе живописи, ваяния и зодчества – В.Чекрыгина и Л.Шехтеля

Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович; 1885, с. Малые Дербсты Астраханской губ. – 1922, д. Санталово Новгородской губ.), русский писатель. Учился на физико-математическом ф-те Казанского ун-та (с 1903), затем на физико-математическом и историко-филологическом ф-тах Петербургского ун-та (1908—11). Впервые выступил в печати с естественно-научными сочинениями (1905). В 1908 г. начал печатать литературные произведения. Первые отдельные книги «Ряв!» (1913), «Изборник стихов» и «Творения» (1914). После Октябрьской революции 1917 г. работал в органах пропаганды и просвещения, печатался в периодике. Хлебников поддерживал революцию и большевиков не по идейным соображениям, он полагал, что новый государственный строй скорее приведёт к возникновению нового человечества, о котором поэт мечтал. При жизни большая часть стихов не была опубликована. Поэзия Хлебникова связана с русским футуризмом. В его стихах множество неологизмов, окказионализмов, новых ритмических рисунков и форм. Типична для поэзии Хлебникова игра со словом: Крылышку я золото письмом Тончайших жил Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. Пинь пинь пинь тарарахнул зинзивер О лебедиво! О озари! («Кузнечик»)
В этом небольшом стихотворении использованы новообразовния от известных корней (крылышкуя, лебедиво), необычные образы (кузов пуза), несуществующие слова (зинзивер), звукопись (пинь пинь пинь, тарарахнул). Ещё более ярко эта особенность проявляется в «Заклинании смехом» (1910), где введено более 30 производных от слова смех, смеяться – смехачи, смешики, смеюнчики, смеянствовать, смеяльно и т. д. В ранних произведениях Хлебников часто обращается к фольклорно-мифологическим, апокалиптическим образам («Журавль», «Маркиз Дэзес», «Шаман и Венера»). Позднее от малых форм Хлебников переходит к монументальным поэмам: «Война в мышеловке» (1915–19), «Ладомир», «Ночь в окопе» (обе – 1921). Математическое образование давало о себе знать: поэзию, мечту о «всемирном братстве», предчувствие «нового сознания» Хлебников пытается проверить математически в книгах «Учитель и ученик» (1912), «Время – мера мира» (1916), «Доски судьбы» (1922). По мысли Хлебникова, из синтеза науки и искусства должно возникнуть новое синтетическое знание, «сверхъязык», которым будут пользоваться люди будущего. Поэзия Хлебникова самобытна, необычна и не укладывается в рамки ни одного из литературных направлений. В 1910-х гг. он входил в литературное объединение «Гилея», участвовал в собраниях футуристов, печатался в их изданиях. С футуристами его роднило внимание к будущему, мысли о том, каким станет человечество и попытки приблизить, ускорить наступление этого будущего с помощью искусства. Также и некоторые приёмы его поэзии были схожи с футуристическими: неологизмы, новации в системе стихосложения. Но Хлебников перерос границы одного направления, став яркой и ни на кого не похожей фигурой. Мнения современников писателя противоречивы. Многие поэты, особенно акмеистического круга (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, Г. В. Иванов), признавали его дар, но не понимали его творчества. В. В. Маяковский называл Хлебникова «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка. Творчество Хлебникова во многом до сих пор остаётся непонятым. Его эксперименты со словами, использование несуществующих лексем затемняют истинный смысл его творческой деятельности – работу над созданием языка свободных людей, попытку освободить своих читателей, разговаривая с ними на этом языке. Хлебников своими стихотворениями доказывал, что в использовании слов человек свободен, он может брать любые, чтобы выразить свою мысль, а если подходящих нет, – придумывать новые. И таким же свободным человек может стать и во всём остальном. Математические же расчёты, призванные проверить наступление будущего, демонстрировали свободу и в обращении с науками и искусствами, комбинирование их методов по желанию человека-творца. Футуристы называли Хлебникова «Председателем Земного Шара». Так он назван и в надписи на своей могиле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: