Билет 26
Новый» герой и развитие демократических идей прозе А. Герцена: «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов».
После нескольких неудачных попыток обращения к художественной прозе Герцен написал роман Кто виноват? (1847), повести Доктор Крупов (1847) и Сорока-воровка (1848), в которых своей главной целью считал обличение русского рабства. В отзывах критиков на эти произведения прослеживалась общая тенденция, которую точнее всех определил Белинский: «...главная сила его не в творчестве, не в художественности, а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой».
Основные мотивы лирики:
- свобода и воля
- действия и подвиг
- изгнанничество и одиночество
- память и забвение
- обман и льщение
Существовали мотивы и более широкого философского плана:
ü Дни и вечность
ü Предчувствие и предопределение
ü смерть и судьба
ü земля и небо
ü любовь и ненависть
ü время и бесконечность
ü счастье и страдание
ü идеал и существенность
|
|
Многое освещал в декабристском ключе (свобода и воля):
«Жалобы турка», «Новгород», поэма «Последний сын вольности».
Творчество более биографично, чем у других.
Байроновские мотивы:
«Тучи», «Листок», «Нет, я не Байрон, я- другой!»
Издавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний.
Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Лермонтова ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец
В слезах угасла мать моя; 1831 г.
Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это придаёт единство лирике.
В зрелой лирике герой Лермонтова по-прежнему чужд обществу. Он не может удовлетвориться. Но герой зрелой лирики становится ближе к людям и более земным по своим переживаниям. Лермонтов оборачивается к народной жизни, видит крестьянскую Россию, её природу. Таково стихотворение “Родина”:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Но всё же основным мотивом лирики Лермонтова является мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии русской поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.
|
|
Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я нахожу в Лермонтове опору своим надеждам и мечтаниям, и меня нисколько не отпугивают ни мрачное одиночество, ни скорбь и страдания.