Основные темы в поэзии М. Лермонтова (образ поэта и поэзии, любви, Родины, смысла жизни)

Билет 26

Новый» герой и развитие демократических идей прозе А. Герцена: «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов».

После нескольких неудачных попыток обращения к художественной прозе Герцен написал роман Кто виноват? (1847), повести Доктор Крупов (1847) и Сорока-воровка (1848), в которых своей главной целью считал обличение русского рабства. В отзывах критиков на эти произведения прослеживалась общая тенденция, которую точнее всех определил Белинский: «...главная сила его не в творчестве, не в художественности, а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой».

Основные мотивы лирики:

- свобода и воля

- действия и подвиг

- изгнанничество и одиночество

- память и забвение

- обман и льщение

Существовали мотивы и более широкого философского плана:

ü Дни и вечность

ü Предчувствие и предопределение

ü смерть и судьба

ü земля и небо

ü любовь и ненависть

ü время и бесконечность

ü счастье и страдание

ü идеал и существенность

Многое освещал в декабристском ключе (свобода и воля):

«Жалобы турка», «Новгород», поэма «Последний сын вольности».

Творчество более биографично, чем у других.

Байроновские мотивы:

«Тучи», «Листок», «Нет, я не Байрон, я- другой!»

Издавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний.

Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Лермонтова ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец

В слезах угасла мать моя; 1831 г.

Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это придаёт единство лирике.

В зрелой лирике герой Лермонтова по-прежнему чужд обществу. Он не может удовлетвориться. Но герой зрелой лирики становится ближе к людям и более земным по своим переживаниям. Лермонтов оборачивается к народной жизни, видит крестьянскую Россию, её природу. Таково стихотворение “Родина”:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Но всё же основным мотивом лирики Лермонтова является мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии русской поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.

Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я нахожу в Лермонтове опору своим надеждам и мечтаниям, и меня нисколько не отпугивают ни мрачное одиночество, ни скорбь и страдания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: