Модуль 1

Планы семинарских занятий

Модуль 3

Тема 2. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Замысел. История создания. «Мертвые души» как поэма. Сюжет. Образ дороги. Отношения «Я – Другой» как миромоделирующий фактор «Мертвых душ». Типология героя. Чичиков – «человек судьбы» и «человек случая». Пословицы и притчи. «Мертвые души» в современном литературоведении.

Тема 3. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя

История создания цикла. Образ города. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» – лейтмотив цикла. Герой и мир. Мотив потери. Предметно-вещный мир. Овеществление живого. Ирреальное в повестях. Поэтика финала в повестях. Природа комического. Нефантастическая фантастика. Образ художника. Тема смерти. «Петербургские повести» в критике и литературоведении. Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского. От чиновников Гоголя к чеховскому чиновнику.

Тема 4. «Миргород» Н.В. Гоголя

История создания цикла. Структура цикла. Повести о помещиках. Оппозиция «свой» – «чужой» в повестях. Темы семьи, дома. Мотив потери. Реальное и ирреальное. Особенности пространственной организации текста. Бытовое и бытийное. Тема смерти. Поэтика финала в повестях. Герой и ситуация. Поэтика портрета. Женские образы в системе персонажей. Природный мир. Киноверсии и театральные интерпретации повестей. «Миргород» в современном литературоведении.

Тема 8: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Вопросы для обсуждения:

1. Творческая история романа в стихах.

2. Роман в стихах как жанр.

3. Автор – герой – читатель.

4. Концепция личности в романе.

5. Женский мир в романе.

6. Концепция русской действительности.

7. Одна из научно-критических версий романа.

Опорные понятия темы: онегинская строфа, автор, герой, роман в стихах, концепция личности.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

  1. Составить вопросы к теме «Женские образы в романе».
  2. Выбрать в тексте и прокомментировать фрагменты, описывающие отношение Онегина к Ленскому.
  3. Выбрать отрывки и прокомментировать, где есть описание жизни столицы и провинции.

Литература

1. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (статьи 8-9). Любое издание.

2. Писарев Д.И. Пушкин и Белинский (Любое издание).

3. Достоевский Ф.М. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. Т.10.

4. Мейлах Б. Евгений Онегин // История русского романа. В 2-х т. Т.1. М.; Л., 1962.

5. Макогоненко Г.П. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1963.

6. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994.

7. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1955. (гл. Евгений Онегин).

8. Семенко И.М. Эволюция Онегина // Русская литература. № 2. 1960.

9. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.

10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1985. С.39-107.

11. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С.26-105.

12. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». СПб., 1999. С.220-247, 269-285.

13. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. М., 1987. С.320-366.

14. Чеховиана. Чехов и Пушкин. М., 1998.

15. Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» А.С. Пушкина. М., 1999.

16. Терц Абрам. Прогулки с Пушкиным // Терц Абрам. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1992.

17. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.

18. Федута А.И., Егоров И.В. Читатель в творческом сознании А.С. Пушкина. Минск, 1999. С.67-135.

Тема 9: Лирика А.С. Пушкина

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемно-тематический и жанровый состав пушкинской лирики.

2. Своеобразие пушкинской элегии.

3. Философская лирика А.С. Пушкина.

4. Пейзаж в лирике А.С. Пушкина.

5. Стихотворная техника А.С. пушкина. Звукопись.

6. Анализ одного стихотворения.

Опорные понятия темы: лирика, элегия, послание, пейзаж, лирический герой, стихотворная техника.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Проанализировать стихотворение «Морозное утро». Составить вопросы к тексту.

2. Проанализировать любое стихотворение А.С. Пушкина с точки зрения звуковой организации текста.

Литература

1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

2. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М., 1983.

3. Томашевский Б.В. Пушкин. В 2-х т. М., 1990.

4. Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.

5. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994. С.92-122.

6. Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.98-106.

7. Стихотворения Пушкина 1820-1830 годов. Л., 1974.

8. Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.

9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.144-169.

10. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1988. С.23-35, 391-435.

11. Русская классическая литература. М., 1969. С.24-60.

12. Коровин В. И. Лелеющая душу гуманность. М., 1982. С.5-15.

13. Поэтический строй русской лирики. Л., 1983. С.78-86.

14. Непомнящий В. С. поэзия и судьба. М., 1987. С.3-143, 320-366.

15. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994.

16. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985.

17. Эпштейн М.Н. Природа. Мир. Тайник вселенной. М., 1994.

18. Непомнящий В. С. Лирика Пушкина как духовная биография. М., 2001.

Тема 11: Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»

Вопросы для обсуждения:

1. Творческая история поэмы.

2. «Медный всадник» в контексте личности автора.

3. Образ стихии.

4. Живое и мертвое в поэме.

5. «Медный всадник» как философская поэма.

6. Художественная концепция «Медного всадника» в контексте его общественно-культурных взаимодействий.

Опорные понятия темы: поэма, повесть, конфликт, философский смысл.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Составить вопросы к Вступлению.

2. Составить план урока по поэме.

Литература

1. Борев Ю.Б. искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения "Медного всадника". М., 1981. С. 149-159, 205-220, 372-389.

2. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина "Медный всадник". М., 1990.

3. Якобсон Р.О. Статуя в поэтической мифологии А.С. Пушкина // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1997.

4. Худошина Э.И. Жанр стихотворной повести в творчестве А.С. Пушкина. л., 1974.

5. Осповат А.Л. Тименчик Р. Д., "Печальну повесть сохранить…": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1987.

Модуль 2

Тема 1: Лирика и поэмы М.Ю. Лермонтова

Вопросы для обсуждения:

1. Жанровый состав.

2. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

3. Пространственно-временные отношения в лирике М.Ю. Лермонтова.

4. Пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова.

5. Звук и цвет в лирике М.Ю. Лермонтова.

6. Анализ одного стихотворения.

Опорные понятия темы: лирика, лирический герой, хронотоп, мотив, пейзаж.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Выбрать два любых стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова из пейзажной лирики. Провести сопоставительный анализ.

2. На примере анализа одного стихотворения продемонстрировать своеобразие художественного пространства в лирике М.Ю. Лермонтова.

Литература

1. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

2. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994. С.122-153.

3. Маркович В.М. Стихотворение Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.122-132.

4. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений Пушкина и Лермонтова, Тютчева. М., 1981.

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.169-180.

6. Вишневский К.Д. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.132-140.

7. Эпштейн М.Н. Природа. Мир. Тайник вселенной. М., 1994.

8. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994 (гл. о лирике Лермонтова).

9. Найдич Э.Э. Лермонтов. Парус // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С.122-135.

10. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.

Тема 2: Драматургия М.Ю. Лермонтова

Вопросы для обсуждения:

1. Картина мира в драмах.

2. Структура конфликта.

3. "Странный человек" в драмах.

4. Мотив игры.

5. Эволюция конфликта и героя в драмах М.Ю. Лермонтова.

Тексты: "Люди страсти", "Странный человек", "Маскарад".

Опорные понятия темы: драма, конфликт, мотив, герой, демонизм, ремарка, монолог.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Сопоставить главных героев трех драм. Близость и отличие аргументировать текстом.

2. Сформулировать особенности монологов главных героев.

Литература

1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

2. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973.

3. История русской драматургии 18 – первой половины 19 веков. Л., 1982. С. 368-401.

4. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973.

5. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961.

6. Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Л. 1976.

7. Подольская И.И. М.Ю. Лермонтов. М., 1993.

8. Манн Ю.В. Игровые моменты в "Маскараде" М.Ю. Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т.36. № 1.

9. Коровин В.И. Герой и миф (по драме Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматургического произведения. Л., 1988. С. 122-135.

Тема 3: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Вопросы для обсуждения:

1. Композиция романа.

2. Печорин. Роман судьбы или роман воли? Сознательная позиция или влияние среды? Индивидуализм, его почва?

3. Женские образы в романе.

4. «Фаталист». Проблема Востока и Запада.

5. «Тамань» и ее место в романе.

6. Жанровое своеобразие романа.

Опорные понятия темы: роман, композиция, система персонажей, монолог, дневник, понятие личности, портрет.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Выбрать в романе размышления всех героев о Печорине.

2. Проанализировать описание внешности Печорина в главе «Максим Максимович».

3. Сопоставить Онегина и Печорина.

Литература

1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

3. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.

4. Уманская М. Роман «судьбы», роман «воли»? // Русская литература. 1967.

5. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994 (гл. о романе «Герой нашего времени»).

6. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Л., 1966.

7. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 276-278.

8. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 в. (30-50-е годы). Л., 1982.

Модуль 3

Тема 1: Драматургия Н.В. Гоголя

Вопросы для обсуждения:

1. Театр в эстетике Гоголя.

2. "Женитьба": "Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков…"

3. "Ревизор":

а) своеобразие завязки;

б) комедия характеров;

в) Хлестаков и миражная интрига;

г) образ города;

д) поэтика финала.

Опорные понятия темы: комедия, интрига, система персонажей, диалог, завязка, немая сцена, миражность.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Составить вопросы к теме «Образ Хлестакова».

2. Выбрать сцену (аргументировать выбор), с которой начали бы анализ «Ревизора» на уроке литературы.

Литература

1. Манн Ю.В. Комедия Н. Гоголя "Ревизор". М., 1966.

2. Купреянова Е.Н. Авторская идея и художественная структура общественной комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Русская литература. 1979. № 4 или: История русской литературы. В 4-х т. Т. 1. Л., 1982. С.548-564.

3. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. М., 1972. С. 214-268.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С.218-235.

5. История эстетической мысли. Т.3. М.,1986. с. 344-361.

6. манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988. С.170-267.

7. Скатов Н.Н. И.А. Хлестаков – и другие // Гоголь: история и современность. М., 1985. С.281-292.

8. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С.275-304.

9. Смелянский А.М. Наши собеседники. М., 1981. С.43-90.

10. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" // Анализ драматургического произведения. Л., 1988.

Тема 3: "Петербургские повести" Н.В. Гоголя

Вопросы для обсуждения:

1. Образ Петербурга.

2. Кажущееся и действительное.

3. Реальное и ирреальное.

4. Хронотоп.

5. Очевидное и невероятное.

6. Природа гоголевского юмора.

7. Художественное единство цикла.

8. Концепция действительности.

Опорные понятия темы: повесть, цикл, хронотоп, трагическое и комическое, художественная деталь, предметно-вещный мир, фантастическое.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Выявить мотивную организацию каждой повести.

2. Сравнить главных героев (художников) в повестях «Невский проспект» и «Портрет».

Литература

1. Маркович В.М. "Петербургские повести" Н.В. Гоголя. Л., 1989.

2. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С.55-130.

3. Анненский И.Ф. Книга отражений. М., 1979. С.7-9, 207-216.

4. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. С.158-166.

5. Бочаров С.Г. Загадка "Носа" и тайна лица // Гоголь: история и современность. М., 1983. С.180-213.

6. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы. М., 1989. С. 86-101.

7. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.

Тема 4: Поэма "Мертвые души" Н.В. Гоголя

Вопросы для обсуждения:

1. Замысел.

2. Жанровое своеобразие.

3. Художественное пространство в поэме.

4. "Живое" и "мертвое" в поэме.

5. Художественная символика в поэме.

Опорные понятия темы: поэма в прозе, хронотоп, система персонажей, предметно-вещный мир, автор, замысел, портрет, лирическое и эпическое.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Проанализировать одно из лирических отступлений в поэме, проанализировать его местоположение в тексте.

2. Составить вопросы к теме «Образ Чичикова».

Литература

1. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.

2. Манн Ю.В. Поэтика Н.В. Гоголя. М., 1988. С. 267-320.

3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 251-260.

4. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя "Мертвые души". М., 1987.

5. Машинский С.И. художественный мир Гоголя. М., 1979.

6. Гольденберг А.Х. "Мертвые души" Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. Волгоград, 1991.

7. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: