Читаем. Анализируем. Размышляем

1. Какие проблемы ставятся в произведениях Людмилы Улицкой?

2. Что главное в книгах Улицкой?

3. Как детали заменяют в произведениях писательницы датировку событий?

4. Как организация пространства способствует объединению рассказов в циклы?

5. Можно ли назвать Улицкую мастером описания? Что необычно в ее описаниях? Какие средства она ис­пользует при этом?

6. В чем проявляется принцип организации повествования, традиционный для Улицкой?

7. По какому принципу писательница составляет сложный текст?

8. Для чего Л. Улицкая использует интертекст?

9. Докажите, что Л. Улицкая является мастером описания (портрета и пейзажа).

10. Почему незнакомое и чужое кажется героине рассказа смутно знакомым?

11. Какое чудо произошло в семье, где остановились путешественники?

12. Почему, описывая осеннюю южную ночь, автор говорит о Рождестве?

13. Что объединяет людей разной веры, разных социальных слоев, собравшихся в эту ночь под одной кры­шей?

14. Как автор возвращает читателя к обыденной жизни, жизни без чудес?

15. Почему рассказ называется "Путь осла"? Куда ведет этот путь?

16. Согласны ли вы с мнением, что у каждого своя дорога к Храму, к вере? Докажите это словами из заклю­чительных строк рассказа.

17. Как автор относится к защитникам людей – Ангелам?

18. Чем Н. К. была не похожа на своих ровесниц. Случайно ли автор уже в начале рассказа заявляет об этом?

19. Как Н. К. отреагировала на несчастье, случившееся с ней?

20. "Для чего" или "за что" даются, по-вашему, страдания и бедствия людям?

Рассмотренные в настоящем пособии литературные явления позволяют прийти к следующим выводам. В конце XX – начале XXI веков общественные события особенным образом влияют на литературную ситуацию: они обусловливают обращение к острым проблемам и конфликтам, введение "непарадных", "несчастных" героев, использование разных жанровых форм и художественных приемов интертекстуальности, стилизации, второсю-жетности, калейдоскопичности и др. Резко меняется содержание литературы. Авторы фиксируют внимание на разнообразных реалиях повседнев­ности, подробно прописывая мельчайшие проявления этого мира. Отходит на второй план отношение героев к работе, производственным процессам. Оно становится лишь одной из сторон характеристики персонажей, свое­образным атрибутивным признаком, помогающим обозначить социальные факты, которые присутствуют в пове­ствовании как время и место действия. Но описание их авторами и передача отношения героя вовсе не являются главными, как было в литературе социалистического реализма. Критика отмечает резко натуралистическое, из-

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: