БИЛЕТ№10
Во второй половине века литер. процесс значительно усложняется - увелич. число лит-ры, в т.ч. и периодической, демократизуется общественное сознание. Вторая половина века ознаменована подъемом русского национального самосознания. Но с начала 60-х годов 18 века происходит резкое обострение соц. противоречий в стране, вызванное развитием кап. уклада в недрах феодально-крепостнической формации. + Пугачев (угроза).
1762 год - спец. Указом П. Дворяне осв. от несения какой-либо государственной службы. 1765 -помещикам было разрешено по собственному усмотрению ссылать кр-н на каторгу, кр-не не могут жаловаться императрице. Остро встал крестьянский вопрос, получила развитие антикрепостническая идеология. Труды просветителей стали пользоваться большим успехом среди передовой русской молодежи. Е. Из соображ. безопасности решает встать в позу просвещенного монарха. Она играла в либерализм, называя себя ученицей Вольтера. Е. помогает нуждающемуся Дидро, зовет в Россию Руссо, кот. подвергается гонениям. Но Е. толковала идеи просветителей в духе монархизма. 1767г - «Наказ», в кот. она хотела упорядочить рус. законы. использ. якобы идеи Монтескье. На самом деле реформы сводились до минимума. Но дворянство все это видало, они ощущали всю ложь и лицемерие Е.
|
|
1760-1780гг- развив. Идеология рус. просвещения, критика деспот. Екатерины, защ. Кр-н, Оппозицион. К деспотич. Правлению. Все это спос. преодолению условностей и движение от. классиц. к реализму.
М.Д. Чулков. Писатель-разночинец, выходец из дворянских низов. Сам себя называл «мелкотравчатым сочинителем». Чулков – один из плодовитых и трудолюбивых деятелей в области культуры и литературы 18 в.
Творчество также носило антидворянский характер, он был автором нескольких сочинений на экономические темы и придавал огромное значение силе денег, кот. дарит человеку власть и независимость.
Творчество Ч. Было направлено против эстетики классицизма. Он сознательно обращает литературу к реальной жизни, к низким картинам действительности. Герои Ч. Обычно простые люди, которые всего добиваются сами. Они стремятся достичь земного благополучия любыми средствами, и вопрос о недозволенности целей перед ними не встает. Ч. считал бесполезным бороться с существующей несправедливостью, каждый должен стараться получше устроить свою личную жизнь.
В Пересмешнике выведен большой круг действующих лиц – это представители дворян-помещиков, чиновничества, духовенства, купечества, - и все они наделены резко отрицательными чертами. Симпатии Ч. На стороне «маленьких людей» - бедной старухи крестьянки, наивной, суеверной, жестоко обманутой проходимцем-монахом, беззащитного бедняка крестьянина Сысоя Дурносопова.
|
|
«Горькая участь» (из сб. «Пересмешник или славенские сказки»(1766-1768)). - рассказ о бедственном положении крестьянина Сысоя Фофанова, в котором видит Ч. «главного отечества питателя во время мирное, а в военное крепкого защитника». Жизнь С. Ф., сына Дурносопова, тяжела с самого детства. Ч., рассказывая о крестьянской жизни, впервые в русской литературе подмечает классовое расслоение в среде крестьянства и всю остроту этого процесса. Деревенские кулаки отдают бедного С. В рекруты. Из 500 завербованных остается 50. С.оказался бравым солдатом и вернулся домой, но там обнаружил, что вся семья убита. Здесь автор переходит к описанию загадочной истории убийства и судебного разбирательства.
Журнал Новикова «Трутень».(1769) «Т.» внес дух боевой полемики в русскую ж-ку этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и приковывали к себе общественное внимание. На страницах этого издания перед читателем во всем значении возникла крестьянская тема. Н. открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловеческих господ. Трутни-помещики - тунеядцы, кот. грабят крестьян. Эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» (из «Жуки и пчелы» Сумарокова). И само название новиковского ж-ла было связано с этой основной его темой и полемически направлялось против ж-ла Екатерины.
«Елисей или раздраженный Вакх» (1771) – «правильная» ирои-комическая поэма, но отступления от правил в ней налицо: насыщенность фольклорными элементами, бытовые зарисовки, простонародная речь. В пределах одного жанра - столкновение высокого и низкого. Поэма в 5 песнях. Завязка поэмы - завышение цен на водку откупщиками. М. - противник системы откупов, которая обогащала отд. Лиц ценой народа. Бог вина Вакх разозлился на откупщиков, т.к. пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елисея, которого и выбирает орудием мести. Между тем Е. просит у чумака вина, а потом ударяет ему в лоб, за что его берут под караул. Вакх обращ. К Зевсу с просьбой освободить Е. На что тот отвечает, что люди слишком много пьют, из-за этого плохой урожай. В тюрьме Ермий (бож.сущ-во) Е. переодевает в жен.платье и переносит в Калинкинский дом, где сидят распутные женщины… Любовь начальницы этого дома с Е. Собрание богов на Олимпе. Про шапку-невидимку. Наскуча любовью хозяйки Е. уходит. Он пошел в город. По дороге уснул в лесу. Но проснулся от крика женщины, кот. хотели ограбить. Это его жена. Он ее отпускает в город. А сам остается в лесу. Тут к нему спускается Силен. Ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил, сколько хочет, а сам отходит на небо к В. Е., искав погреба, заходит в баню, где моются хозяева. Он их выгоняет. Парится. Потом идет к себе. Берет шапку-невидимку и прячется под кроватью откупщика. Лежал до тех пор, пока откупщик, встревоженный грозою, встал с постели, а он, Е., залез на кровать под бок к хозяйке. Муж думает, что его жену душит домовой. Решил пригласить ворожею. Ямщик (Е.) убоялся этого, и поэтому пошел в погреб пить вино. Елеся разоряет погреба откупщиков, бесчинствует до тех пор, пока Зевс, собрав совет богов не решает отдать его в солдаты.
В поэме люди действуют наравне с богами. В поэме много грубых слов, использован бытовой материал, много натуралистических деталей. Все это способствовало рушению классицистических традиций и развитию реалистических традиций.
Ипполит Федорович Богданович(1743 -1803). Участник кружка Хераскова. На него оказало влияние творчество Майкова. Стихотворная повесть «Душенька» (1775, впервые опублик. в 1783) – сказка о приключениях греческой царевны, представляющую собою по сути дела великосветскую красавицу екатерининского времени.
|
|
Начинается со стихов на добродетель Хлои. «…Кто же хочет быть свидетель Покорения сердец, Хлоиных красот видец, Сам узнает, наконец, Сколь любезна Добродетель!»
В поэме звучит ирония по отношению к мифологич. героям и сюжетам, что знаменовало идейно-эстетич. кризис классиц. Любовная фабула романа заимств. из ант. мифа о любви Психеи и Амура. Но автор русифицировал чужеземн. сюжет. Ант. герои смеш. с перс. русских сказок. Душенька потеряла черты Психеи - олицетворенной души. Она - нормальная русская баба. В душеньке герои античности ведут себя как придворные светские люди. В «Д.» Б. намеренно отходит от социальной проблематики. По форме пр-е направлено против героического эпоса классиц. поэзии. Б пишет «вольным стихом», Д- «легкая поэзия». Б. был предшественником сентиментализма.