Сатирические оды Державина (Фелица, Властителям и судьям, Вельможа).
«Фелица» (1782) – произведение до того самобытное и оригинальное, исполненное ума и политической грации, что эстетики сбились с толку, не зная, к какому роду сочинений отнести его. Автор обращается к Ф.: «Подай, Фелица, наставленье, Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть». Д. превозносит Ф. Для того, чтобы показать, насколько она хороша, он сравнивает ее с собой. Вот он такой плохой, ходит на гулянки, спит с женщинами, купается в золоте, «Или музыкой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух…» А Ф.: «Тебе единой лишь пристойно, Царевна, свет из тьмы творить; Деля хаос на сферы стройно, Союзом целость их крепить…» «Не оскорбляешь никого, Дурачествы сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…» «Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь; Пророком ты того не числишь, Кто только рифмы может плесть».
Ода понравилась императрице и Д. Получил подарки и покровительство. Д. признал существующий державшо-крепостнический строй. В оде он идеализировал императрицу. Позже, когда Д. стал секретарем императрицы, он вблизи увидел все пороки двора.
|
|
Образ Ф. заимствован из сказки, кот. Екатерина написала для своего внука Александра. Д. разрушает жанр оды, сочетая одические элементы с сатирическими, высокий слог с просторечным. Д. наделяет Е. Чертами просвещенной монархини. Поэт свободно говорит о достоинствах Е., в первую очередь человеческих., противопоставляя ее праздным вельможам, в первую очередь фавориту Потемкину. Поэт делает будничное достойным поэтического слова, в то же время не боится говорить в шутливом тоне про императрицу. Он говорит, о том, что она не тиранка и что не истребляет людей. (В отличие от некоторых,например от Анны Иоанновны).
«Властителям и судьям (1780). С помощью библейских мотивов выразил вслед за Лом-ым свое отношение к властителям - «земным богам», наруш. Законы и забывающих о пользе подданных и государства. Стих. - переложение библейского псалма про царя Давида, кот. обличал своих врагов. Императрица отказалась опубликовать его.
«Вельможа» (1794) - ее очень любили декабристы. Ода полна намеков на конкретных лиц, хотя сатирич. Образ - обобщ. Сочетание патетики, сатиры и высокого слога. Поэт здесь - гражданин, требовательный судья. По его мнению, вельможу должны составлять «Ум здравый, сердце просвещенно». А реально все четко противоположно - эти гады праздные, себялюбивые, равнодушные, а порой и жестокие. Он сравнивает вельможу с ослом. Так ему и надо.