Тема 4. Проза 1920-х гг

Тема 3. Поэзия 1920-х гг.

Разные судьбы дореволюционных поэтических течений после Октября (символизма, акмеизма, футуризма): поэтический спор З. Гиппиус («Последние стихи») и А. Блока («З. Гиппиус»); своеобразие осмысления произошедшего в стихотворениях В. Брюсова («Парки в Москве»); мессианская идея А. Белого и ее претворение в творчестве поэта, место романа «Петербург» в русской литературе; противоречивый диалог О. Мандельштама с «веком-волкодавом»; усиление гражданских, христианских мотивов в лирике А. Ахматовой; постижение трагедии революции и Гражданской войны в цикле стихов М. Цветаевой «Лебединый стан»; драматизм и философская глубина поздней лирики Н. Гумилева («Огненный столп», «Шатер»); М. Волошин о судьбах цивилизации и культуры («Демоны глухонемые», «Путями Каина»); гармоническое единство природного и человеческого, любви и творчества, жизни и поэзии в книге Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь».

Пролетарская поэзия: характерные черты (революционный романтизм, космизм, пафос коллективизма, безлично-коллективное восприятие мира); основные представители (Д. Бедный, А. Гастев, В. Казин, М. Светлов и др.).

Крестьянская поэзия (С. Клычков, А. Ширяевец, П. Орешин и др.) и творчество Н. Клюева: противопоставление городской цивилизации и деревенской культуры; опора на древнерусскую книжность и фольклор; многообразие творческих индивидуальностей.

-6-

Модернизм, реализм и нормативизм в русской прозе о революции и Гражданской войне: изменение характера реализма, поток истории и человеческая индивидуальность, романтизация революционной стихии и образ «массы».

Судьба русского интеллигента в романе К. Федина «Города и годы» (1924). Роль авантюрного сюжета и ключевых образов – Андрея Старцова, Курта Вана, Федора Лепендина.

Роман А. Фадеева «Разгром» (1927) в контексте русской прозы о гражданской войне («Падение Даира» А. Малышкина, «Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев» Д. Фурманова, «Партизанские повести» Вс. Иванова и др.). Идея «отбора человеческого материала» в гражданской войне и ее воплощение. Композиция как способ реализации авторского замысла. Проблема главного героя в произведении (образы Левинсона, Морозки, Мечика). Решение автором проблем гуманизма, интеллигенции и революции. Психологизм романа.

«Орнаментальная проза» и творчество Б. Пильняка: лейтмотивы как организующий элемент сюжета романа «Голый год» (1921), «Повесть непогашенной луны» (1926) и драматическая судьба писателя.

Книга новелл И. Бабеля «Конармия» (1926): история создания; «Конармия» как цикл; своеобразие стиля: импрессионизм, соединение эпических и лирических начал; способы выражения авторской позиции, значение натуралистических деталей и библейских мотивов; образ Лютова.

«Донские рассказы» (1924–1926) М. Шолохова как «эскиз» «Тихого Дона»: проблематика, художественное своеобразие; принципы циклизации.

«Тихий Дон» (1926–1940) как роман-эпопея: воссоздание драматической эпохи русской истории; мастерство писателя в изображении народных характеров; образ Григория Мелехова, его трагический пафос; полемика вокруг образа главного героя. Женские образы в романе. Особенности композиции. Роль пейзажа, фольклорных мотивов, художественной детали. Проблема авторства «Тихого Дона».

Литературная критика 1920-х гг. о послереволюционной прозе (А. Воронский, А. Лежнев и др.).

Тема 5. Драматургия 1920-х – 1930-х гг.

Основные тенденции в развитии революционного театра, его характерные черты (агитационность, революционная героика и сатира, условная образность, социально-политическая направленность и др.). Жанрово-стилевая эволюция драматургии от 1920-х к 1930-м годам в произведениях В. Билль-Белоцерковского, Б. Лавренева, В. Вишневского, Н. Погодина; К. Тренева, А. Афиногенова, А. Арбузова; Н.Эрдмана, В.Маяковского и др.

-7-

«Мистерия-Буфф» В. Маяковского как первая революционная пьеса. «Любовь Яровая» К. Тренева как героическая драма идейно-психологического типа. «Разлом» Б. Лавренева как жанровый синтез идейно-психологических и эпопейных начал. Изображение личности в круговороте истории в социально-психологических пьесах М. Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег». Условные формы в сатирической комедиографии (пьесы М. Булгакова, В. Маяковского, Н. Эрдмана). Место пьес Горького и Булгакова в истории русской литературы данного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: