Раздел 1. Введение
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (ЧАСЫ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид занятий | Всего час. | Семестры | |
8-й | 9-й | ||
Всего аудиторных занятий | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа, всего: | |||
Курсовой проект (работа) | + | ||
Всего по дисциплине | |||
Вид итогового контроля | экзамен |
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | Практ. занятия | Всего |
Введение | ||||
Русская литература 1920-х гг. | ||||
Русская литература 1930-х гг. | ||||
Русская литература 1940-х гг. | ||||
Русская литература 1950-х – 1980-х гг. | ||||
Современный литературный процесс | ||||
Итоговые занятия | ||||
Итого |
Своеобразие развития русской литературы ХХ века после 1917 года. Проблема периодизации историко-литературного процесса в послеоктябрьскую эпоху. Социологические, культурологические, исторические и другие принципы периодизации истории русской литературы.
Основные закономерности, отличающие:
· 1917 – середину 1920-х гг. (идейно-стилевое многообразие литературы, существование различных литературных группировок, единство русской литературы);
· вторую половину 1920-х гг. – середину 1950-х гг. (проблема взаимоотношений между властью и литературой, утверждение социалистического реализма, деление литературы на официальную, конъюнктурную и литературу непрямого социального действия, а также андеграундную, русского зарубежья);
· середину 1950-х гг. – середину 1980-х гг. (возвращение к духовно-нравственным ценностям, возобновление интереса к судьбе «маленького человека», углубление аналитичности, психологизма и философичности);
· современный литературный процесс – с конца 1980-х гг. (обретение утраченного единства, демократизация литературы, стилевое и жанровое многообразие, постмодернизм).
Раздел 2. Русская литература 1920-х гг.
Тема 2. Октябрь и литература
«Идейное размежевание» русских писателей по отношению к революции. Возникновение двух потоков русской литературы (внутри России и за рубежом).
Публицистика первых послеоктябрьских лет (А. Блок, И. Бунин, М. Горький, В. Короленко и др.): различное восприятие Октябрьской революции (проблема интеллигенции и революции, судьба гуманизма, отношение к стихии и «музыке» революции).
Статьи М. Горького в журнале «Новая жизнь» («Несвоевременные мысли»): революционный нигилизм и косность крестьянской среды; идея социального и культурного строительства.
-5-
Поэтизация революционной стихии А. Блоком в статье «Интеллигенция и революция» и других публицистических произведениях: «музыка революции»; «скифство», западноевропейская цивилизация и «варварская» культура; проблема взаимоотношений народа и интеллигенции. Связь публицистики А. Блока с его художественным творчеством («Скифы», «Двенадцать»).
Книга И. Бунина «Окаянные дни»: художественно-публицистический дневник 1918–1919 гг.; изображение «массы»; тема предательства.
«Письма к Луначарскому» В. Короленко: проблема гуманизма, судьба русской буржуазии.
Литературные группировки 1920-х гг. и их эстетические позиции. «Серапионовы братья»: культ искусства; проблема формы и содержания. Пролеткульт и РАПП: А. Богданов как идеолог Пролеткульта; журналы «На посту» и «На литературном посту»; проблема «попутничества». Леф и «эстетика жизнестроительства». Литературная группа «Перевал»: журнал «Красная новь» и литературно-критическая деятельность А. Воронского.