Сатирическая журналистика 69-74 гг. Общая характеристика

Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудили Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». «Всякая всячина» обильно черпала материал из английского сатирико-юмористического журнала «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины Г. В. Козицкий, но фактически руководство журналом осуществлялось самой императрицей, и это не было секретом в литературных кругах.

«Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала, и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие пороки, как скупость, мотовство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе. Она показывала пример благонамеренной журналистики. Ее программа:

1) никогда не называть слабости пороком

2) хранить во всех случаях человеколюбие

3) просить Бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения.

«Всякая всячина» стремилась затушевать реальные пороки русской действительности, превознося вместе с тем правление и законодательные мероприятия императрицы.

Большинство материалов в журнале принадлежало Екатерине. (кроме нее – Сумароков, Козицкий и другие).

После этого журнала один за другим стали появляться в 1769 г. журналы: «Трутень» Новикова, «Адская почта» Эмина.

Использовав опыт европейских предшественников и первого русского сатирического журнала Сумарокова «Трудолюбивая пчела», русские сатирик Эммин и Новиков создали новый тип сатирического журнала, в котором на смену юмористически занимательному сюжету пришла сатира, насыщенная острым, социально-злободневным содержанием.

1769 г. оказался первым годом в истории русской журналистики. Но вышедшие в этом году журналы просуществовали недолго. (кроме «Трутня» и «Всякой всячины»). Так, журнал «Поденщина» - всего около 5 недель.

Журнал «Адская почта» был ежемесячным изданием одного автора, писателя-разночинца Эммина, который построил журнал в форме переписки 2 бесов – Кривого и Хромоногого. Там была сатира на лица. В переписке бесов современники улавливали намеки на конкретные события и конкретных лиц русской жизни. Выбор фантастической формы издания придавал ему занимательность, делая более доступным для демократического читателя.

Журнал «Смесь» - остросоциальные статьи, сатира на лица.

«адская почта» и «Смесь» сразу стали на сторону издателя самого остросатирического журнала «Трутень», который с первого номера вступил в полемику с псевдосатирической «Всякой всячиной».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: