Сатирические произведения Фонвизина («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»)

Сатира басни «Лисица-казнодей» направлена на льва, «царя зверей, пресущего скота», и тех, кто окружал его трон, расточая царю безмерное славословие. В «Ливийской стороне» умер царь зверей – Лев. Со всех сторон на похороны стекаются «скоты». Надгробные слово берет Лисица-казнодей, произнося Льву елейные похвалы, говоря о его добродетели и заслугах. Присутствующий при этом Крот шепчет Собаке, что все это «лесть подлейшая»:

Крот рассказывает о том, что «трон кроткого царя» был создан из костей растерзанных зверей», что любимцы и сановники Льва драли шкуры с «невинных животных». Собака прерывает Крота: «..чему дивишься ты, что знатному скоту льстят подлые скоты?»

При чтении басни обращает на себя внимание использование в обличительных целях слов «скот» и «скотолюбие». Наряду с прямым значением эти слова несут в себе в зависимости от контекста переносный смысл. Заключительная фраза басни, слова Собаки: «Так видно, никогда ты не жил меж людьми» - раскрывают аллегорический смысл басни. Басня Фонвизина по едкости сатирического обличения и художественным достоинствам (выразительная образность и живость разговорного языка) превосходит современные ей произведения басенного творчества. С помощью нескольких бытовых деталей создает Фонвизин портреты персонажей басни. Лисица-проповедник – с «смиренной харею, в монашеском наряде». Ф. прибегает и к речевой характеристике. Речь Лисицы отличается выспренностью, риторикой, употреблением славянизмом: «восплачь» и т. п., тогда как речь Собаки и Крота характеризуется простотой разговорной речи, употреблением просторечных выражений, раскрывающих их социальную принадлежность. Живость диалога свидетельствует о драматургическом даровании сатирика. В силу обобщающего смысла басни-сатиры Фонвизин напечатал ее в 1787 г., когда славословили Екатерину II за предпринятую ею поездку в Крым.

Наряду с басней «Лисица-казнодей» в списках распространялось в Петербурге «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1763-1766). Послание это пронизано антиклерикальным пафосом и сатирически зло обличает современную Фонвизину действительность. Обращаясь к слугам, автор послания задает им философский вопрос о смысле мироздания. Он предлагает слугам поочередно ответить на вопрос: «На что сей создан свет?» Поставленная философская проблема явилась поводом для того, чтобы вскрыть социальную несправедливость в жизни общества.

В ответе крепостного слуги Ваньки, которого барин называет «большая голова», много острой наблюдательности, горького скептицизма, когда он рисует картину современного мира, где все построено на обмане, своекорыстии, погоне за деньгами.

Слуги не смогли ответить на вопрос: «На что сей создан свет?» - не смог и барин, задавший им этот вопрос.

Однако нарисованная в монологах Ваньки и Петрушки картина русской крепостнической действительности говорила о том, что устроен «сей свет» крайне скверно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: